ТРАГИЧНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА В ЛИРИКЕ О.В. ПЕРЕВЕРЗЕВОЙ




Зуева-Заливко Ольга Ивановна

аспирант, МГУ им. А.А. Кулешова, Беларусь, г. Могилев

Вопросы специфики творчества О. Переверзевой в контексте русскоязычной поэзии Беларуси конца 20 – н. 21 века практически не исследованы. Для выявления и анализа поэзии О. Переверзевой необходимо обратиться к тем традициям, которые она впитала.

Ключевые слова: Ключевые слова: русскоязычная поэзия Беларуси,русская романтическая традиция,поэтика серебряного века.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Творчество Ольги Переверзевой, безусловно, представляет интерес для современной русскоязычной литературы Беларуси. В своих работах автор наследует определенную драматическую концепцию личности. Любовь, как наиболее сближающее людей чувство, в романтической иронии выступает всегда как разобщающее, что, по словам Ю.М. Лотмана, «характерно для русской романтической традиции М. Цветаевой» [1, с.72-74]. В творчестве О. Переверзевой отчетливо звучат ноты серебряного века, который характеризуется именно особым видением мира, новыми образами. Обращаясь к основным темам и мотивам творчества М. Цветаевой, следует отметить, что именно трагедийный образ любви является одним из ключевых в её лирике.

Героиня М. Цветаевой самозабвенна, нервна, противоречива в своих высказываниях. Любовные переживания захватывают ее целиком, сжигают душу. Любовь для нее вечный крест и боль: 
«Я любовь узнаю по срыву 
Самых верных струн».

Трагедийное начало не покидает нас и в лирике О.В. Переверзевой. Поэтесса передает весь многогранный мир переживаний своей лирической героини. Ее лирическая героиня всегда «любима и убита». Она обращается к нам не просто словами, а определенными мелодиями, интонациями, паузами, ритмами, образами:

«Меж нами не версты

Земные, - разлуки…

Где друг мой навеки уже –

Неотъемлем».

Любовь и печальные откровения пронизывают многие стихотворения О.В. Переверзевой. Она вновь и вновь повторяет вопрос, на который нет ответа: 

«Когда она смеялась,

знал ли ты,

Что горем утонченные черты

Лишь уточняют дату боли на лице» [2, с.279-280].

Становится очевидным, что О. Переверзева впитала традиции М. Цветаевой и более широко – традиции серебряного века. Особая интонация, форма выражения внутреннего мира, затейливое плетение словес – все это находит отражение в поэтическом мире О. Переверзевой. Ее стихотворения не только очень мелодичны, что характерно для традиций серебряного века, но эта мелодика некая романсовая, их с легкостью можно положить на музыку и они зазвучат, раскрывая особенную трагичность и безысходность любви лирической героини. Стихотворения О.В. Переверзевой наполнены трагическим мироощущением. Любовь и безысходность выливаются в вечную борьбу против неизбежности. Поэтесса протестует и сражается, но не в силах что-либо изменить. Противоречивые чувства не покидают ее, она не видит пути к гармонии, так как ее и не существует. Есть лишь любовь, боль, сражение и борьба.

 

Список литературы:

  1.   Лотман, Ю.М. Сборник работ / Ю.М. Лотман. – Москва: Изд-во Гнозис, 1994. – 560 с.
  2.    Переверзева, О.В. У этой хрупкой тишины / О.В. Переверзева // Новая Немига литературная. – 2011. – № 5-6 . – С. 279-280.

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»