ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СМИ




Емельянова Виктория Вячеславовна

магистрант второго года обучения Казанский (Приволжский) Федеральный Университет институт массовых коммуникаций и социальных наук, кафедра теории и практики электронных СМИ

На сегодняшний день прослеживается тенденция, связанная с тем, что средства массовой информации постоянно трансформируются, и главное направление этой трансформации является предоставление современному пользователю необъятной свободы выбора, массу возможностей для высказывания своего мнения и его участие в создании и содержании средств массовой информации. В данной статье анализируется способ организации обратной связи на примере российских СМИ, а также определены критерии современного активного пользователя мультимедийных СМИ.

Ключевые слова: Ключевые слова: мультимедийная журналистика,конвергенция,интерактивная журналистика,современный активный пользователь.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В начале 1990-х СМИ не предоставляли в полной мере обратной связи для зрителя или читателя, единственной формой обратной связи были письма в редакцию или звонки в студию. Однако, в середине 90-х в связи с прогрессом компьютерной техники, компьютерных сетей как способа трансляции, мы наблюдаем процесс мультимедизации СМИ.

Мультимедийная журналистика – это журналистика, инструментами которой служат системы различных информационных форматов: текста, фото, видео, аудио, инфографики и прочего. Говоря о мультимедийной журналистики принято отличать её от традиционной. В мультимедийной журналистике существует множество форм медиа, которых не было в традиционной: Ipad-приложения, rss-ленты, мобильное телевидение, мобильные приложения, подскаты, смс-рассылка, социальные медиа, социальные фотохостинги, паблик- журналы. Мультимедийная журналистика является продуктом современных технологий и результатом постоянно меняющейся культуры потребления информации. Чем актуальнее технологии, тем у СМИ выше шансы для успешной деятельности. [4]

Мультимедийная журналистика определяется двумя ключевыми критериями: конвергентность и интерактивность.

Слово конвергенция произошло от латинского convergo — «сближаю». В английском языке convergence означает «схождение в одной точке» [8]

Конверге́нтная журнали́стика (англ. Convergence journalism) — это процесс слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. Сегодня современные медиа-компании расширяют свой спектр информационных и развлекательных продуктов и используют при этом «новые» формы подачи медиапродукта: он-лайн газета, радио в интернете, веб-телевидение.[1c. 12]

Исходя из этого, следует отметить, что конвергенция выполняет передачу единого содержательного продукта разными средствами (с помощью текста, фото или видео) и по разным каналам (телевидение, радио, пресса, интернет). И главное свойство конвергентности это объединение различных форм медиа в одном информационном материале.

Журналистика стала конвергентной, когда первые медиамагнаты стали создавать медиахолдинги, объединяя в одну компанию разные типы медиа: газеты, радио, телевидение, информагентства, кинокомпании. [3 c. 15-16] Изменилась схема сбора и доставки информации, вследствие этого редакции стали конвергентными. Таким образом, конвергентность, то есть стирание границ, происходит на этапе производства медиасообщений.

Следующий критерий мультимедийной журналистики это - интерактивность. Интерактивность – важное свойство, которое дает не только возможность общения между редакцией и аудиторией, но и помогает отслеживать реакцию пользователя, и на сегодняшний день ни один информационный портал не обходится без комментирования опубликованных материалов. Если в традиционной журналистике интерактивность ограничивалась звонками в студию и письмами в редакцию, то сегодня при при помощи мультимедийных платформ количество способов взаимодействия аудитории и СМИ только увеличивается.

Как показывают данные tns tv index, февраль 2012 года, те, у кого есть доступ в интернет смотрят телевидение в среднем на полчаса в день меньше, чем те кто не пользуется сетью. [7] Сознавая эту реальность и важность интерактивных СМИ, в особенности интернета, традиционные средства массовой информации, такие как телевидение, газеты и радио начали открывать свои сайты в интернете, или ссылаться на известные сайты, как Facebook, Twitter, ВКонтакте, а также добавлять свои темы на такие сайты как You Tube и Yahoo. Более того, традиционные СМИ стали освещать те проблемы и вопросы, которые больше всего востребованы в интернете на этих сайтах. Таким образом, интерактивность дает возможность общения между редакцией и потребителем, а также помогает отслеживать реакцию аудитории. И теперь активная интернет модель потребления постепенно вытесняет модель «пассивного смотрения» у аудитории. Отныне зритель становится пользователем, больше ориентируется в информации и знает какую информацию он хочет получить и из каких источников.

Многие СМИ используют в своих материалах фото и видео, присланные «народными» репортерами, делают выдержки из блогов и социальных сетей, тем самым практика показывает, что для полного раскрытия темы уже не достаточно одного лишь журналистского участия. Теперь современный пользователь становится технологичнее профессиональных СМИ, это наблюдается особенно когда происходят значительные события и происшествия, пользователи и очевидцы начинают выкладывать в интернет заметки с фотографиями, опросами, комментариями, любительскими съемками и аудио-файлами. Обычные пользователи выкладывают материал и редакция использует его. Исходя из этого, можно сказать, что мы наблюдаем постепенное стирание границ между профессиональной журналистикой и непрофессиональной журналистикой.

Потребитель интернета обладает иными визуальными, интерактивными, пользовательскими возможностями, что вынуждает традиционные СМИ активно использовать их и привлекать интернет-аудиторию к своим СМИ.

В начале октября 2011 года в Канне на ежегодном международном телевизионном рынке MIPCOM в рамках обсуждения глобальных проблем телевизионной индустрии о будущем электронных медиа высказался генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст. К. Эрнст отметил, что молодая аудитория выбирает современные технические возможности и постепенно уходит от традиционного телевидения: «Мы должны искать наших зрителей, разделив их на множество мелких категорий, для того, чтобы предложить каждому интересный только для них продукт... Мы будем вынуждены, как специальные силы, настигать наших зрителей везде, где бы они ни находились, в том числе и с помощью интернета, который телевидению не нужно копировать – его нужно просто использовать». [6]

Следует отметить, что интернет не отменяет телевидение, но телевидение в интернете – это новая аудитория.

Традиционные СМИ становятся интерактивными, и теперь зрителю начали уделять особое внимание. На примере Первого канала мы наблюдаем как благодаря мультимедийным технологиям преобразовывается способ организации обратной связи: появляются услуги голосования за какой-то проект через мобильный телефон, чаты и переписки со зрителями. При этом они ориентированы и на индивидуальный заказ информации: выбор из каталога передачи для просмотра; специальные телеприставки, позволяющие создавать собственную программную сетку (самостоятельно выбирать какую-то телепередачу и когда зритель пожелает смотреть); подскаты – то есть возможность отдельно закачивать на свое мобильное устройство опеделенную передачу, фотографию, видеоматериал.

Аудитория Интернета России в марте 2014 года составила 78 млн. человек, то есть 63% населения России старше 12 лет. Неудивительно, что около 2,7 млн. россиян, проживающих в городах 100 тыс.+, пользуются исключительно мобильным Интернетом. Осознавая потребности современного пользователя российские СМИ, к Олимпийским Зимним играм в Сочи усовершенствовали работу сайтов, а также разработали ряд мобильных приложений отвечающих самым современным канонам мультимедийной журналистики. Мобильное приложение Первого канала «Второй экран» запущенный специально к Олимпийским играм, в режиме реального времени отправлял уведомления о победах и предстоящих прямых трансляциях. Кроме этого в приложении собраны интересные факты о жизни спортсменов, самые свежие фотографии, вырезки из истории того вида спорта, который сейчас показывают по телевизору, статистика, олимпийские новости - всё это в одном мобильном устройстве и всегда под рукой. Это интерактивное Приложение позволяло не только просматривать видео первого канала, но и делиться понравившимися сюжетами, фактами и фото с друзьями в социальных сетях, оставлять комментария и пожелания спортсменам и организаторам, участвовать в голосовании и лично задать вопрос комментаторам.

- Мы хотим, чтобы зрители сочинской Олимпиады получили максимум возможностей, которые на сегодняшний день способны предоставить телевидение и интернет", — считает генеральный директор Первого канала Константин Эрнст. [5]

В результате усовершенствования мультимедийных технологий и разработки мобильных предложений, по данным исследовательской компании "TNS Россия", только на трех федеральных каналах – Первый канал, Россия1 и Россия 2, олимпийские трансляции, дневники и церемонии открытия и закрытия посмотрело 93,5% российской аудитории, что составляет 63 миллиона 758 тысяч зрителей старше 4 лет. [7]

За последние 20 лет кардинально изменилась роль информации для людей, мы по-другому стали воспринимать ее и потреблять. Современный человек живет в мире информационной перезагруженности, каждый день сталкиваясь с сотнями различного рода медиа - сообщений. Все больше времени потребитель перераспределяет в пользу интерактивных СМИ, так как они более наглядны и человек их может потреблять на бегу. Таким образом, одной из важнейших причин мультимедиатизации СМИ стали изменившиеся запросы потребителя.

Процессы связанные с появлением в 2000-х годах телевещание через мобильные телефоны привели к появлению еще больше телевизионных каналов, появлению тематических каналов. Что касается печатных СМИ то, альтернативным способом доставки газет стала электронная подписка через интернет, а также закачивать материалы через мобильный телефон. Новая аудитория трансформировалась из аудитории потребителя в аудиторию- соратника и сопостовщика информации. Новые технологии и устройства (сматфоны, камеры, планшеты и интернет, wi-fi и другие факторы) превратили аудиторию в эффективную внештатную сеть поставщиков информации.

 

Список литературы:

  1.   Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция в СМИ. М.: Аспект-Пресс, 1999. С 12
  2.   Вартанова Е.Л. Меидиаиндустрия и конвергенция // Интернет-СМИ: Теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М.М. Лукиной. – М. : Аспект Пресс, 2010.
  3.   Качкаева А.Г. Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные.- М., 2010. С 200
  4.   Попов А. Мультимедийная журналистика, РИА Новости. Электронная лекция. Режим доступа YouTube: HF_IB1p9VpM

5. http://ria.ru/sochi2014_around_games/20131213/984007786.html#ixzz30HYYPIH2)

6. К. Эрнст «Когда говорят, что интернет убьет телевидение, это

глупость» [Электронный ресурс] // Коммерсант. – 2011. – 13 октября Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1793394

7. http://www.tns-global.ru/press/news/248729/

8. https://translate.google.ru

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»