Альтернативный выбор: налог на добавленную стоимость или налог с продаж




Доброскок Ольга Викторовна и др.

канд. экон. наук
Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского, г. Симферополь


Аннотация: В данной работе отмечены существующие проблемы, связанные с функционированием НДС на территории РФ. Рассмотрен вариант возврата к альтернативному налогу - налогу с продаж. В результате проведенного исследования было установлено, что необходимости в замене НДС на другой налог нет. Однако, обозначенные проблемы требуют комплекса мер, направленных на совершенствование существующей системы взимания НДС на территории РФ.

Ключевые слова: НДС, налог с продаж, Федеральный бюджет, возмещение НДС, механизм взимания НДС.




Библиографическое описание: Доброскок О.В., Колесник Е.С., Бохняк Я.С. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЫБОР: НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ИЛИ НАЛОГ С ПРОДАЖ [Текст] // Теоретические и практические проблемы развития современной науки: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 27 ноября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С.58-61


В настоящее время НДС, являющийся одним из основных налогов в РФ, формирующих консолидированный бюджет, хуже всех поддается налоговому администрированию. Целью данной работы является изучение основных проблем НДС, а также возможностей его замены налогом с продаж.

Налог на добавленную стоимость и налог с продаж являются косвенными налогами. В Российской Федерации налог на добавленную стоимость действует с 1 января 1992 г., порядок исчисления и уплата которого регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Двумя прототипами НДС, действовавшими до его введения, были налог с продаж и налог с оборота.

Многие ученые и эксперты считают, что НДС, являясь одним им из основных налогов, формирующих консолидированный бюджет РФ, требует дальнейшего совершенствования в механизме взимания и администрировании. Значительные издержки государства и бизнеса, связанные с администрированием НДС, проблемы, возникающие при его возмещении из бюджета, отсутствие единой ставки и другие факторы вызывают частые уклонения от добросовестной уплаты и стали поводом для рассмотрения возможностей решения данной проблемы путем замены его налогом с продаж[1]. Существование проблемы выбора между НДС и налогом с продаж объясняется также и проблемой отсутствия мер, установленных на законодательном уровне по пресечению незаконного включения налога в вычеты, что способствует росту сумм возмещенного НДС[2]. На рис. 1 представлена динамика сумм НДС, исчисленного к уплате в бюджет и возмещенного из него. В 2014г. было возмещено 80,2% от общей суммы НДС, исчисленной по декларации, в 2015г. – 77,7%, за январь-апрель 2016г. – 39,6%.

 

 

Рис 1. Динамика сумм НДС, исчисленного к уплате в бюджет

и заявленного к возмещению, млрд. руб.

Источник: составлено автором по материалам источника [4]

 

Впервые данная идея была озвучена еще в 2004г. Налог с продаж с 1998г. по 2004г. являлся региональным и был предложен законопроект о расширении его до федерального уровня. Однако он так и не вступил в силу, поскольку в этот период наблюдался значительный дефицит бюджета, который требовал решения путем привлечения дополнительных денежных средств. В июле 2014г. также был рассмотрен вариант возврата к налогу с продаж уже в 2015г., но по состоянию на сентябрь 2016г. данный законопроект так и не был внесен в Государственную Думу РФ.

Еще в 2006г. группой ученых под руководством М. Куликова была разработана модель федерального налога с продаж, которая остается актуальной до сегодняшнего дня. Суть её сводится к следующим положениям:

1) налогоплательщиками являются все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию и импорт товаров, работ, услуг;

2) объектом налогообложение является конечное потребление;

3) реализация товаров, работ, услуг будет подлежать обложению на каждом ее этапе;

4) ставка налога должна составлять не более 10%;

5) начисление налога с продаж будет производиться в федеральный бюджет полностью либо частями в федеральный и региональный бюджеты [2].

На фоне существующих недочетов НДС и сложности его администрирования, вопрос замены его на налог с продаж кажется привлекательным только на первый взгляд. Для осуществления таких преобразований необходим тщательный анализ результатов такой замены.

Министерство финансов РФ считает такую замену нерациональной, объясняя тем, что НДС формирует около 35-40% консолидированного бюджета. В табл.1 представлена структура поступлений в Федеральный бюджет РФ за период 2014 – апрель 2016г. как в процентном соотношении, так и в млрд. руб.

Из приведенных ниже данных видно, что в фактическом объеме налоговых доходов НДС занимает второе место, после НДПИ. В 2014г. поступления в бюджет по НДС составили 35,1% всех поступлений в бюджет РФ. В 2015г. доходность увеличилась на 0,5%, а по состоянию на апрель 2016г. прирост составил, по сравнению с 2014г., составил около 9%.

Исходя из данных, представленных в табл.1, при введении налога с продаж необходимо обеспечить собираемость последнего на 100%, чтобы приблизиться к показателям НДС. При этом, для обеспечения такого уровня поступления необходимо, чтобы он взымался со всех товаров (работ, услуг), учитывая необлагаемые НДС-ом.     Осуществить такой проект будет достаточно сложно, потому что по данным 2002г., когда налог с продаж действовал на территории РФ, его собираемость составляла лишь 30%.        

Еще одной проблемой в осуществлении данного проекта, по мнению автора, считается непростая схема администрирования как для государства, так и для налогоплательщиков. Поскольку налог с продаж будет взиматься только на стадии конечного потребления, налоговым органам осуществлять контроль по уплате налога за большим количеством розничных торговых точек.

 

Таблица 1.

Структура поступлений в Федеральный бюджет в 2014 – 2016г., млрд. руб.

Виды налогов 2014 2015 январь-апрель 2016
млрд. руб. в % к объему пост. в фед. бюджет млрд. руб. в % к объему пост. в фед. бюджет млрд. руб. в % к объему пост. в фед. бюджет в % к соотв. периоду 2015
Всего поступило в Федеральный бюджет 6214,6 100,0 6880,5 100,0 2238,9 100,0 91,2
из них:              
Налог на прибыль 411,3 6,6 491,4 7,1 171,6 7,7 84,7
НДС 2181,4 35,1 2448,3 35,6 986,4 44,1 106,0
Акцизы 520,8 8,4 527,9 7,7 217,8 9,7 123,3
НДПИ 2858,0 46,0 3160,0 45,9 785,3 35,1 73,5
Остальные налоги и сборы 243,1 3,9 252,8 3,7 77,9 3,5 100,0

Источник: [4]

 

Еще одной проблемой в осуществлении данного проекта, по мнению автора, считается непростая схема администрирования как для государства, так и для налогоплательщиков. Поскольку налог с продаж будет взиматься только на стадии конечного потребления, налоговым органам осуществлять контроль по уплате налога за большим количеством розничных торговых точек.

Если учитывать, что поступления от налога с продаж планируются на уровне НДС, прогнозируются достаточно крупные масштабы уклонения от налога. Одной из возможных схем может стать разграничение товаров для целей конечного потребления и производственных целей.

Если учесть влияние налога с продаж на экономическое состояние его плательщиков, то можно отметить, что данный налог не учитывает их финансового положения. В таких случаях может произойти разорение значительного количества хозяйствующих субъектов.

По мнению автора, замена НДС на налог с продаж не позволит решить существующие проблемы. Выходом из сложившейся ситуации может быть только доработка существующей системы взимания НДС.

Одним из приоритетных вариантов совершенствования НДС можно выделить изменение законодательства, в пользу ужесточения наказания за «нечестные» возмещения налога из бюджета, а также использовать внедрение комплексной программы по повышению налоговой культуры налогоплательщиков [5]. Представляет интерес также опыт Китая, где процент возмещаемого налога устанавливается правительством и зависит от вида продукции[3].

Подведя итоги данного исследования, можно отметить, что:

- Наиболее острой проблемой, связанной с функционированием НДС, является большое число случаев его возмещения.

- Необходимости в отмене НДС и замене его на налог с продаж нет. Последний может вызвать ряд новых проблем, которые будут мешать усовершенствованию налоговых поступлений в бюджет РФ.

Единственным, по мнению автора, рациональным решением существующих несовершенств является изменения в существующем порядке взимания НДС.

 

Список литературы:

1. Соловьева Н. Е., Лисицкий Д. С. Проблемы и перспективы развития налога на добавленную стоимость // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.

2. Севрюкова Л.В., Рыкунова В.Л. Налог на добавленную стоимость или налог с продаж. Режим доступа: http://www.fin-izdat.ru/journal/fc/detail.php?ID=19768 (дата обращения 11.09.2016).

3. Петухова Р.А. О проблемах и совершенствовании действующего механизма взимания НДС в России[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://elibrary.ru/download/99913155.pdf

4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/ (дата обращения 11.09.2016)

5. Доброскок О.В. Налоговая культура в Российской Федерации//Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право» - 2015. - №7-8. – С.41-45

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»