О здоровом образе жизни говорят много и охотно, но с каждым годом здоровых детей становится меньше. Понятие «здоровье» очень обширно и сложно, оно включает в себя не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие [1, с. 5]. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Для детей с речевыми отклонениями необходимо проводить воспитательную и коррекционно-образовательную работу, включающую в себя здоровьесберегающие технологии, которыми пользуются в логопедии. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Система логопедической оздоровительной работы предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, динамические паузы), так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов (Су-Джок терапия, массаж и самомассаж, аурикотерапия, арт-терапия) [2, с. 23]. Самым распространенным и актуальным традиционным методом в логопедии является артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную артикуляционную позу, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука [4, с. 3]. Начинать нужно артикуляционную гимнастику с простых упражнений, выполнять все упражнения сидя, следить, чтоб у ребенка была прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находились в спокойном положении. Ребенок и взрослый должны сидеть перед зеркалом. Работа начинается с того, что логопед рассказывает о предстоящем упражнении, применяя игровые приемы, показывает его выполнение, и после этого ребенок сам выполняет упражнение, а взрослый следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. В процессе выполнения гимнастики очень важно настроить ребенка на положительные эмоции, необходимо, чтобы ребенок поверил в себя и свои силы, для этого нужно хвалить ребенка, показывать ему только его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбадривать ребенка («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху») [3, с. 8]. Комплексы артикуляционных упражнений можно встретить в работах Воробьевой Т.А., Крупенчук О.И. «Артикуляционная гимнастика», в работах Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии», Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика» и мн. др.
Список литературы: