Важнейшей проблемой обучения является формирование мотивации к учению. Многие известные психологи и педагоги, такие как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др. рассматривали данную проблему. Именно они искали методы повышения мотивации школьников к учению, то есть ее формирование.
Мотивация - это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность.
Мотивы занятий физической культурой подразделяют на общие и конкретные. К общим мотивам относится желание ребенка заниматься физической культурой. Конкретные мотивы – стремление к определенному виду спорта. К примеру, большинство детей младшего школьного возраста предпочитают спортивные игры. В подростковом же возрасте интересы школьников различны.
Формирование мотивов зависит от воздействия определенных факторов. Условно их разделяют на внешние и внутренние. Внешние факторы – условия, в которых оказывается субъект деятельности. Внешними факторами являются желания, наклонности, убеждения. Убеждения – наиболее важный фактор. Они характеризуют взгляды школьника на мир, определяют направленность и значимость его поступков.
Наиболее действенный прием побуждения к учению – моделирование ситуаций успеха в процессе получения знаний у школьников, не справляющихся с объемом учебной программы.
Не стоит забывать о важности позитивной моральной атмосферы в процессе учебного занятия. Необходимо убедить детей дружелюбно указывать на неправильность действий их одноклассников не влиять негативно на растерявшегося во время соревнований. Благожелательная атмосфера во время учебы снижает риск возникновения закомплексованности и боязни.
Также активность учеников на уроках физической культуры зависит от правильной постановки задач урока, оптимальной загруженности школьников на занятии и создании положительного эмоционального фона.
Положительный эмоциональный фон имеет первоочередное значение на уроках физкультуры. Формировать его необходимо еще до начала занятия и важно сохранять на всем протяжении урока.
Таким образом, для формирования у школьников мотивации к занятиям физической культурой необходимо поощрять усилия также как и результат; признавать неудачи на соревнованиях или выступлениях своих учеников, настраивая их на победу в будущем; обеспечивать благоприятные окружающие условия и страховку, снижающие страх перед изучением новых упражнений. Также необходимо разнообразие – чередование мест проведения занятий.
Список литературы: