Волгоградская область является одним из крупнейших регионов России, где значительное внимание уделяется вопросам физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Однако год от года уровень здоровья и физического развития детей имеет устойчивую тенденцию к снижению, что можно объяснить сложившимися социально-экономическими условиями, а так же дефицитом специалистов в области оздоровления детей и подростков [1]. Данные обстоятельства определяют актуальность подготовки высококвалифицированных как педагогов физического воспитания, так и педагогов-психологов в условиях высшего учебного заведения физкультурного профиля, профессиональная подготовка которых предполагает их высокую компетентность в использования мероприятий направленных на сохранение и укрепление здоровья населения.
Для изучения вопросов оздоровления, основ профилактики заболеваний особое значение в подготовке педагогов-психологов имеют дисциплины медико-биологического профиля (безопасность жизнедеятельности, валеология, основы медицинских знаний, основы педиатрии и гигиены детей и подростков), в преподавании которых имеется ряд особенностей. В частности, отсутствие медицинской подготовки у студентов и вместе с тем наличие обширной специальной терминологии в изучаемых предметах, ограниченное количество аудиторных занятий и значительная учебная нагрузка в виде самостоятельной работы студентов и другие. В тоже время, компетентностно-ориентированный подход в подготовке педагогов-психологов предполагает умение студентов интегрировать знания, полученные при изучении различных наук в единую систему, необходимую для выполнения требований компетенций. Такая интеграция требует активного, творческого усвоения знаний и умений.
Новые, достаточно сложные требования к подготовке педагогов-психологов предполагают использование инновационных технологий обучения в вузе, целью которых является повышение познавательной активности и профессионального интереса у студентов, готовность к самостоятельному глубокому и творческому освоению знаний, поиску истины и независимых решений.
Совершенствуя содержание и методическое обеспечение медико-биологических дисциплин преподаватели академии физической культуры всё чаще избегают догматического стиля обучения, более актуальным становится творческий стиль обучения [2]. В лекционном курсе используется проблемное изложение материала, при проведении семинарских и практических занятий – репродуктивный, проблемный и эвристический методы обучения. Кроме того,студентам предлагается выполнение различных видов заданий в виде интерактивных форм: кейс-задачи, деловые игры, реферативные и творческие задания с элементами исследовательской работы студентов [3]. Широко используются задания для выполнения творческих презентаций, написание рефератов по избранным разделам изучаемых дисциплин.
Чтобы помощь преподавателя сделать более приближенной к изучаемой тематике, более доступной для студентов при выполнении самостоятельных работ, разрабатывается ряд методических пособий для самоподготовки и самоконтроля знаний, которые позволят студентам глубже изучить материал, проверить его усвоение и в дальнейшем использовать в самостоятельной практической деятельности.
Преподаватели кафедры планируют и далее продолжать поиск педагогических форм и методов, побуждающих студентов к активному творческому мышлению, заставляющих проявлять гибкость суждений, воображение, влияющих на стремление генерировать идеи, искать альтернативные решения в изучаемых разделах наук.
Список литературы:
1. Мандриков В.Б. Технология оптимизации здоровья, физического воспитания и образования студентов медицинских вузов / В.Б. Мандриков. - Волгоград: Изд-во ВГТУ, 2001. – С. 12-14.
2. Михайлов Е.К. Образовательное пространство России / Е.К. Михайлов // Новые возможности в управлении качеством образования: Сб. докл. – Ч.1. – М., 2000. – С. 31.
3. Петров А.В. Методологические и методические основы личностно-развивающего образования / А.В. Петров А.В. – Волгоград: Изд-во «Перемена», 2001. – С. 43-49.