ОПЕРЕЖАЮЩИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ




Бирилло Инна Валерьевна

кандидат технических наук, доцент кафедры дизайна,Киевский национальный университет культуры и искусств

В статье рассматривается организация принципа опережающего образовательного процесса в системе подготовки будущих архитекторов, который создаст основу для их успешной профессиональной деятельности. Об изменениях в учебном процессе, внедрении в формы учебных занятий методов проблемного обучения.

Ключевые слова: Ключевые слова: образовательный процесс,архитектор,профессиональная подготовка.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Современный уровень развития общества, научно - технический прогресс, проникновение информационно - коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности, интеграционные процессы, происходящие в мире, выдвигают повышенные требования к выпускникам высших учебных заведений. Сегодня высшие учебные заведения должны не только формировать у студентов определенный набор знаний, умений и практических навыков, но и обеспечить всестороннее развитие личности выпускника, конкурентоспособного и востребованного в условиях рыночной экономики. Это приводит к необходимости интенсификации учебного процесса, за счет применения новых инновационных подходов к организации учебного процесса, использование прогрессивных методов обучения.

Инновационные технологии в сфере образования представляют собой процесс внедрения в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности новых моделей и методов обучения учащихся и студентов, повышающих эффективность образовательного процесса.

Традиционная система профессиональной подготовки будущих архитекторов для отрасли, характеризующаяся недостаточной мобильностью и вариативностью, дублированием содержания на разных ступенях образования, преимущественной ориентацией на изучение конкретных технологий и процессов, не обеспечивает соответствия качества образования требованиям перспективного развития архитектурной отрасли. Это предопределяет необходимость модернизации профессиональной подготовки и актуализирует опережающую подготовку специалистов, которая позволит создать им основу для успешной профессиональной деятельности в условиях инновационных преобразований.

Все свидетельствуют о том, что опережающий образовательный процесс подготовки в архитектурных вузах должен быть инновационным.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопрос возникновения и внедрения инноваций были предметом научного изучения и практического поиска как украинских, так и зарубежных педагогов. Инновационные изменения в современном украинском образовании нашли свое отражение в научных трудах В. Андрущенко, С. Гончаренко, М.Евтуха, Г. Ельников, А. Коваленко, В. Лозовой, П. Стефаника, Н. Тверезовская, А.Ярошенко и других.

Образование и профессиональная подготовка будущих специалистов, по мнению многих исследователей (В.Ю.Быков, Г.П. Васянович, С.У. Гончаренко, И.А. Зязюн, М.Б. Евтух, И.М. Козловская, Е.В. Лузик, Н.Г. Ничкало, С.О. Сысоева, П.В. Стефаненко и др.), непосредственно связаны с проблемой формирования и развития в высшей школе интегрированных знаний, умений и навыков будущих специалистов на основе междисциплинарной связи гуманитарных, естественных и технических циклов дисциплин и их практического использования в будущей профессиональной деятельности.

Среди современных тенденций развития профессиональной подготовки специалистов в высшей школе с целью повышения ее качества, эффективности и доступности Т.И.Коваль акцентирует внимание на таких, как повышение рейтинга знаний в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, ориентация профессиональной подготовки будущих специалистов на рефлексию, внедрение личностно - ориентированной парадигмы обучения, создание Общеевропейского пространства высшего образования, инновационность образовательных стандартов, учебных программ, методов, форм и содержания обучения, ориентация профессиональной подготовки будущих специалистов на непрерывный образовательный процесс в течение всей жизни, информатизация высшего образования, гарантированная доступность тех, кто учится к качественной и профессиональной подготовке, использование компьютерно ориентированных методов, средств и форм обучения, опережающий характер профессиональной подготовки будущих специалистов и ее направленность на самостоятельную учебно - познавательную деятельность студентов [1].

Идеи опережающего образования рассматривались учеными в отношении общеобразовательной подготовки, как базы любой последующей специализации, включения в различные виды деятельности (Б.М. Бим-Бад, М. Хавелсруд, А.В. Петровский и др.). Позже, принцип опережающего образования рассматривался в отношении модернизации и реформирования системы образования в целом и профессионального образования, в частности С.Н. Лысенковой, В.Д. Шадриковым, В.М. Зуевым, А.М. Новиковым, П.Н. Новиковым, В.Г. Онушкиным, Е.И. Огаровым, Б.С. Гершунским, Л.Г. Семушиной, Ю.А. Кустовым, А.И. Субетто, В.М. Бондаренко, Ф.И. Перегудовым, К.К. Колиным. Его проявление заключается во взаимодействии содержания и процесса передачи знаний, направленных на развитие у человека предрасположенности к их получению, и его результата в виде умения активно приумножать знания.

Целью статьи является актуализация и содержание принципа опережающего образования в системе профессиональной подготовки будущих архитекторов.

Основной материал исследования. Главный результат опережающего профессионального образования – формирование у человека умения активно приращивать знания, развитие преобразующего интеллекта, составляющей которого является способность к инновационной деятельности [2].

Инновационный подход в образовании определяется через способность проектировать в вузах учебный процесс с использованием различных образовательных технологий. К инновационным технологиям обучения относят технологии группового и проектного обучения, интерактивные технологии, информационные компьютерные технологии, модульно-рейтинговую систему, кейс - технологии и др. Эти технологии основаны на повышении роли самостоятельной работы студентов, повышают активность, самостоятельность, инициативность и ответственность. Важной задачей инновационных технологий в образовании является развитие креативных (творческих) способностей и качеств личности студентов, которые нужны будут им не только для эффективной профессиональной деятельности, но и для успешной жизни в обществе. К инновационным моделям обучения относят: контекстное обучение; имитационное обучение; проблемное обучение; модульное обучение; полное усвоение знаний; дистанционное обучение.

Эффективным методом формирования творческого мышления, акмеологического саморазвития, успешности у студентов является рациональное использование элементов проблемного обучения.

Развитие личности архитектора происходит на основе деятельности, осуществляемой по законам искусства и предусматривает архитектурно - художественное творчество. Процесс творчества включает в себя открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. Проблемное обучение развивает у студента познавательную самостоятельность, творческий подход к делу и ставит студента на новую ступень: будущий специалист в учебном процессе - это первооткрыватель истины. Проблемное обучение учит студента думать, мыслить. В связи с этим проблемное обучение, как творческий процесс, представляется в виде решения нестандартных научно - учебных задач нестандартными методами.

Также, меняется роль преподавателя: ситуация, когда преподаватель - по одну сторону образовательного процесса, студенты - по другую на сегодняшний день невозможна. Проблемное обучение требует высокого уровня педагогической техники преподавания. Преподаватель должен иметь не только глубокие знания по предмету, но и хорошо знать практику работы предприятий.

К сожалению, проблемность в высших учебных заведениях архитектурного направления используется эпизодически. Теоретические разработки вопросов, касающихся проблемности, не доведены до уровня конкретной педагогической технологии. Только внедрением методов проблемного обучения в практику архитектурного образования можно пробудить интерес студентов к предметам и усилить их мотивацию к учебе. Игнорирование методики проблемного обучения является одной из причин резкого снижения качества фундаментальной подготовки специалистов.

Анализ мотивов, направленности на профессиональную деятельность показал низкий уровень профессионального самоопределения студентов. Это определяет необходимость проектирования инновационного образовательного процесса в вузе с учетом принципа стимулирования профессионального самоопределения студентов. Его реализация обеспечит поддержание интереса к профессии и ориентирование на профессиональную деятельность.

Эффективность профессиональной подготовки зависит от того, насколько будущий архитектор видит и понимает цели и перспективы образования. Это обуславливает необходимость исследования профессионального самоопределения обучающихся как одного из определяющих факторов опережающей подготовки специалистов.

Критериями результативности профессионального самоопределения выступают компоненты готовности обучающихся к инновационной деятельности и опережающему образованию:

  • Cоциально-профессиональная направленность, характеризующая информированностью о профессии, будущей профессиональной деятельности; сформированностью потребности в получении профессионального образования; осознанием социальной значимости выбранной профессии;
  • Профессиональное саморазвитие, определяемое как собственная активность обучающихся в формировании, росте, становлении, интеграции и реализации в условиях учебной и учебно-профессиональной деятельности профессионально-значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, получение дополнительного образования; профессиональная деятельность в архитектурной отрасли в процессе профессиональной подготовки;
  • Уровень развития профессиональных качеств (целеустремленность, мобильность, работоспособность, коммуникабельность и др.).

Реализация опережающего образования осуществляется в соответствии с концепцией непрерывного образования. Архитектурное образование является непрерывным и не ограничивается средним и высшим уровнями. Архитектор учится всю жизнь и при этом должен постоянно следить за новейшими разработками. Архитектурное образование, как никакое другое, соответствует нынешней образовательной концепции "Обучение в течение жизни".

Современному образованию характерна ориентация на использование компетентностного подхода в проектировании и оценивании результатов образования. Компетентностный поход сегодня выступает интегратором всех современных образовательных подходов (личностный, акмеологический, развивающий, деятельностный, системный, аксиологический, интегративный, дифференцированный, рефлексивный). Использование этого подхода должно обеспечить преодоление традиционных когнитивных ориентаций образования, что в свою очередь приведет к формированию нового содержания образования, выработки и использования инновационных методов и технологий. В рамках компетентностного подхода в системе архитектурного образования будет развиваться качество - опережающий характер подготовки архитекторов, которое предполагает прогрессивную эволюцию архитектурного дела.

Удовлетворение требований к профессиональной подготовке будущих архитекторов с учетом принципа опережающего образования позволяет прогнозировать принципиально новый образовательный процесс подготовки специалистов. Поэтому для перехода к нему должны быть созданы условия, такие как: обеспечение интеграции образования, науки и производства, разработанность содержания подготовки, совершенствование организации образовательного процесса, психологическая и образовательная готовность обучающихся, компетентность педагогов, наличие соответствующей материально-технической базы в вузах.

Опережающий процесс подготовки архитекторов к профессиональной деятельности рассматриваем как сложную динамическую систему, которая основывается на комплексе теоретико-методологических подходов и обеспечивает формирование компетентного креативного специалиста нового поколения, подготовленного для осуществления профессиональной деятельности, способного к активной конкуренции на рынке труда.

Организация опережающего образовательного процесса предполагает структурную реорганизацию всего учебного процесса, перераспределение объема цикла практической подготовки, осуществление научно-исследовательской и проектно-производственной деятельности студентов, реализацию инновационных педагогических технологий и методов в образовательном процессе. Компонентами системы выступают: пропедевтическая подготовка; профессиональная подготовка в вузах; самообразование, дополнительное образование.

Индивидуальная работа на опережающей основе предполагает такое построение учебного процесса, при котором изучение студентами нового материала выполняется до его изложения преподавателем во время аудиторных занятий. В основе метода лежат различные типы учебных или исследовательских заданий. Её цель - вызвать у студентов интерес к проблеме; овладеть информацией; включиться в обсуждение нового материала. Опережающие индивидуальные задания активизируют познавательную деятельность, интенсифицируют и индивидуализируют учебный труд.

Результатом реализации системы опережающей профессиональной подготовки является соответствие качеству подготовки выпускников, требованиям инновационно развивающейся архитектурной отрасли.

Выводы. На современном этапе развития общества, характеризующегося глобальной информатизацией, постоянной сменой технологий, архитектор может преуспеть только при условии получения высокой профессиональной подготовки. Так как, архитектурное образование характеризуется творческой направленностью, то требует акмеологической направленности осуществления процесса подготовки будущих специалистов. Изменения в учебном процессе, внедрение во все формы учебных занятий методов проблемного обучения способствуют формированию творчески активного специалиста, умеющего самостоятельно добывать знания, совершенствоваться в своей квалификации, творчески управлять своей деятельностью. Организация опережающего образовательного процесса подготовки будущих архитекторов создаст основу для их успешной профессиональной деятельности и поможет выработать способности к инновационной.

 

Список литературы:

  1.            Коваль Т.І. Професійна підготовка з інформаційних технологій майбутніх менеджерів-економістів / Т.І. Коваль. – К.: Ленвіт, 2007. – 264 с. – Бібліогр. С.202-232.
  2.              Новиков П.Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования: Дис. д-ра пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1997, - 418 c.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»