+7 989 669 15 15



Основные аспекты украинской информационной культуры




Румко Жанна Петровна

заместитель директора ,соискатель
Киевского городского центра народного творчества и культурологических исследований
Национальная академия руководящих кадров культуры и искусства г. Киев


Аннотация: В статье исследуется и определяется сущность информационной культуры, рассматриваются ее основные аспекты, культура информационных потребностей, а также пути их реализации.

Ключевые слова: : украинская информационная культура; информационная культура личности; информатизация общества; информация.




Библиографическое описание: Румко Ж.П. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УКРАИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ [Текст] \\ Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 9-й международной научно-практической конференции, (г. Махачкала, 18 июля, 2014г.) - Махачкала: ИЗДАТЕЛЬСТВО "Апробация", 2014 — С.81-83


Социальный прогресс не стоит на месте и одним из основных процессов современного общественного развития является информатизация общества. С середины прошлого века лавинные потоки информации хлынули на человека с таким напором, что воспринимать ее адекватно стало практически невозможно. Это и послужило толчком к началу процесса информатизации, как необходимого фактора для нормальной жизнедеятельности любого человека и общества в целом.

Информатизация украинского общества требует взлома многих стереотипов и «перепрошивки мозгов» и жизнедеятельности в целом. Задача, прямо скажем, не из легких, но справляться с ней и искать методы решения является жизненно важным для построения полноценного информационного общества. Люди должны учиться осваивать навыки целенаправленной работы с информацией. Только в таких условиях можно будет говорить о рождении нового понятия – украинской информационной культуры, как одной из составляющих культуры общенациональной.

Рассмотрим несколько определений, среди которых – информационная культура и информационная культура личности.

М.Г. Вохрышева считает, что информационная культура – это область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности [1]. За Н.Б. Зиновьевой, информационная культура личности – гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации [2].

Качественной характеристикой жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности, считает информационную культуру И.Г. Хангельдиева в своей статье «О понятии "информационная культура"» [6].

Интересным, на наш взгляд, является определение понятия «информационная культура» Э.Л. Семенюк. Исследователь определяет ее как степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передачи, практическому использованию [4].

Информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура) [5]. Исходя из того, что украинская информационная культура неразрывно связана со второй (социальной) природой человека, можна с уверенностью сказать, что украинская информационная культура – это этнический и духовный информационный код нашей нации, ставший главным стратегическим ресурсом для накопления, хранения и развития национального сознания.

Ценность (полезность) информации – не зависимо от количества затрат на ее получение – оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью. Полнота – если информации достаточно для понимания и принятия решения. Актуальность – если она важна, существенна для настоящего времени. Понятность – если она выражена на языке, доступном для получателя. Релевантность – степень соответствия информации решаемой задачи.

Отметим, что социальная (общественная) информация имеет семантический (смысловой) характер, т.е. понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.

Украинская информационная культура является культурой нового типа и как понятие сформировалось в рамках информационного общества, когда информация стала главным стратегическим ресурсом и были созданы новые технологии для ее хранения, обработки и передачи. К настоящему времени она приобрела теоретическое и практическое значение; стало очевидно, что информационная культура является важной составляющей в жизни современного общества, а также важной характеристикой как отдельного члена общества, так и общества в целом. В рассуждениях об информационной культуре, в зависимости от субъекта деятельности, различают следующие уровни ее бытования: личностный, общественный, профессиональный. Однако в качестве базовых уровней классификации выделяют личностный и общественный на определенном этапе развития общества, в конкретных социально-исторических условиях [3].

Рассмотрение информационной культуры Украины в культурологическом смысле дает возможность констатировать, что украинская информационная культура тесно переплетается со многими другими компонентами – с культурой производственной, технологической, политической, правовой, этической, библиографической и т.д. Все аспекты культуры без исключения неразрывно связаны друг с другом. В этом сложном сплаве свою специфическую, неповторимую роль играет украинская информационная культура. При этом информационная составляющая словно пронизывает все сооружение украинской (как и другой национальной) культуры.

Таким образом, информационная культура личности тесно связана с информационной культурой общества: информационная культура общества формируется человеком, его деятельностью. Информационная же культура самого человека зависит от уровня информационной культуры общества. К настоящему времени стало очевидно, что информационная культура является важной составляющей жизни современного общества, однако еще не приобрела теоретическое и практическое значение. Отсюда возникают первоочередные задачи решения важных проблем украинской информационной культуры, обусловленных, в частности, следующими факторами: потребностями раскрытия содержания информационной деятельности в современных условиях как одного из проявлений общечеловеческих ценностей; исследования структуры информационной культуры как социального (феноменологического) явления; определение перспективы взаиморазвития социального, индивидуального, нравственного аспектов информационной культуры и отражения их в праве, в частности относительно правового регулирования общественных информационных отношений; определение основных направлений формирования украинской информационной культуры.

 

Список литературы:

1. Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно-культурологических исследований / Науч. ред.: Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. – М.; Магнитогорск, 1997. – С. 57.

2. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов культуры и искусства / Под ред. И.И. Горловой; Краснодар. гос. акад. культуры. – Краснодар, 1996. – С. 141.

3.Коряковцева Н.А. Информационная культура – культура нового типа /Н.А. Коряковцева//Мир библиографии. – 2009. – №1. – С.58 – 67.

4. Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. – 1994. – №7. – С.3.

5. Соснина Т.Н., Гончуков П.Н. Словарь трактовки понятия "Информация". – 1997. – С. 48.

6. Хангельдиева И.Г. О понятии "информационная культура"// Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф., Краснодар – Новороссийск, 23-25 сент. 1993 г.: Тез. докл. – Краснодар 1993. – С. 2.

7. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://jure.in.ua/node/1727

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»