На развитие науки, вне всякого сомнения, влияет множество факторов. Важными в этом смысле являются государственное воздействие, особенности исторических, культурных, эстетических предпочтений определенного периода. Все эти составляющие сыграли важную роль в становлении и развитии фольклористики XIX – начала ХХ веков. Ведь наука этого периода развивалась во времена культурно-национального подъема. Как следствие – и со стороны государства, и со стороны населения ощущалось усиление внимания к духовной культуре народа.
В поле зрения русских и украинских исследователей XIX – начала ХХ в. находились все пласты народного творчества. Руководствуясь объемом статьи, обратимся к определению особенностей изучения календарно-обрядового фольклора одного из этнографических регионов современной Украины – Западного Полесья. Отметим, каким образом исторические и культурные факторы повлияли на специфику исследования календарного фольклора указанного региона.
Западное Полесье в современной фольклористике оправдано считают архивом древностей. Учитывая это, полесское фольклорное наследие давно привлекало внимание исследователей и собирателей старины. Большой вклад в изучение и собирание украинской календарной песенности сделали Н. Костомаров, М. Максимович, А. Потебня, А. Афанасьев П. Чубинский, В. Гнатюк, М. Грушевский, Ф. Колесса, В. Соколова, С. Килимник, А. Дей, Р. Кирчив, И. Денисюк, Л. Виноградова, В. Давидюк, Е. Чебанюк, Т. Агапкина, Г. Василькевич, Т. Миндер, Н.Кравчук и др. Однако раскрытие указанной проблемы в историко-культурном контексте, особенно учитывая региональный аспект, и сегодня остается актуальным.
Сложность работы с материалами ХІХ, а отчасти и ХХ веков заключается в том, что в это время территория фольклорно-этнографического региона Западного Полесья номинируется по-разному: Полесье, Волынское Полесье, Волынь, Польша. Как следствие – не существует единого мнения в определении границ указанного региона. В отдельных случаях фольклорные записи (особенно XIX в.) трудно паспортизовать.
Исследование полесского календарно-обрядового фольклора начала XIX в. происходило в общем русле усиленного внимания к сбору, записи фольклорного материала. Такая тенденция в целом соответствует цели научной деятельности фольклористов начала XIX в., которую в свое время определил К.Сементовский: «Собрать и привести в порядок драгоценные остатки народной песни и сказки <...>, описать обычаи, домашнюю, семейную жизнь малороссиян, подвергнуть все это строгому критическому разбору и представить стройное целое: вот, в общих чертах, труд, предстоящий исследователю малороссийской старины» [9, с. 86].
Именно с этой целью в 40-х годах XIX в. российское правительство инициирует создание Русского географического общества (РГО), одна из комиссий которого занимается систематическим и целенаправленным сбором фольклорно-этнографического материала. РГО сыграло важную роль в изучении духовной и материальной культуры украинского народа в целом и полесского фольклора в частности.
И все же, несмотря на старания и энтузиазм местной интеллигенции, календарно-обрядовый фольклор в начале XIX в. не получает должного освещения. На определенную информацию, касающуюся бытования календарного фольклора на Западном Полесье (воспевание «Володаря», записи постовых песен, празднование Радуницы, Щедрухи, Сретение, Купала и других действ), можно встретить в рукописном наследии Василия Абрамовича – материалах, собранных 1854 г. в с. Яполоть и по всему Ровенскому уезду [1].
Во многом присоединились к фиксации фольклорно-этнографического материала и официальные правительственные газеты, которые с 1838 г. начали выходить в 38 губерниях России. Появилось такое издание и в Житомире – «Волынские губернские ведомости». Среди материалов, касающихся нашей темы, отличается статья А. Перлштейна «Волынское Полесье» [6], в которой автор сделал одну из первых попыток общей характеристики региона, именуемого сегодня Западным Полесьем.
Доступные нам материалы свидетельствуют, что исследования календарно-обрядового фольклора северо-западных полесских территорий до середины XIX ст. носило все-таки спорадический характер. Более научно взвешенное изучение Западного Полесья, в частности его календарно-обрядового фольклора, начинается только со второй половины XIX в. Этот период в истории Украины отмечен национально-культурным подъемом. Поэтому многие деятели присоединились к фиксации и исследования календарно-обрядовой поэзии на территории западной Украины.
Особое значение в этом смысле имели этнографические экспедиции Юго-западного отдела РГО. Так, 1867 г. правительство и РГО организовали экспедицию в Юго-Западный край, руководил которой («с высочайшего соизволения»[8, с.349]) с мая 1869 г. Павел Чубинский. За два года (1869 – 1870) Чубинский, кроме трех юго-западных губернии – Киевской, Волынской (в состав которой входят и интересуемые нас земли Западного Полесья) и Подольской, – «распространил исследование и на части губерний Минской, Гродненской, Люблинской, Седлецкой и Бессарабской области, населенных малорусским народом» [8, с.349]. Результатом этой колоссальное работы стали «Труды этнографически-статистической экспедиции в Западно-Русский край» [11] в семи томах. Календарно-обрядовая поэзия собрана в третьем томе «Трудов ...» [12]. Среди материалов находим целый ряд свидетельств, которые представляют календарную обрядность Западного Полесья. Последнее представлено в работе такими населенными пунктами, как Мельники, Голобы, Окунин, Великая Глуша Ковельского уезда, Чорторыйск Луцкого уезда и ряд других.
Примечательно, что большая научная деятельность Чубинского в Юго-Западном крае подчинялась правительственным заданиям. В то же время эта работа утверждала стремление к народному творчеству, осознание значимости бытовой и художественной культуры отдельных регионов.
Целый ряд сведений о народном календаре Западного Полесья (Волынской губернии) сохраняется в рукописных материалах РГО. Значительный вклад в составлении описания архива РГО сделал Дмитрий Зеленин. В 1914 – 1916 годах он впервые опубликовал «Описание рукописей ученого архива Русского географического общества» [2]. Материалы 36 губерний европейской части Российского государства были систематизированы в алфавитном порядке. В первый выпуск вошли источники из Волынской губернии. Это издание способствовало широкому доступу к архивным описаниям, гарантировало введения их в научный оборот.
Наиболее серьезно календарно-обрядовый фольклор Западного Полесья в пределах Волынской губернии, в частности зимний цикл, анализирует в своей работе Николай Коробка «Колядки и щедровки, Записанный на Волынском Полесье» [5]. В поле зрения ученого находяться образцы из Житомирского, Овручского, Новоград-Волынского, Луцкого, Ровенского уездов. Кроме колядок и щедровок светского содержания, которые в своем происхождении соотносятся с языческой эпохой, подаются также тексты зимней поэзии с христианскими мотивами. Примечательно, что колядки имеют не только территориальную паспортизацию, но также определение адресата: хозяина, хозяйки, красного «паныча» и красной «панны» (парня, девушки).
Так, уже собиратели фольклора конца XIX в., в том числе и Н. Коробка, застали на Полесье колядки менее сохраненными в своих традиционных народных формах и образцах, чем, например, в Карпатах.
В конце XIX – начале ХХ вв. исследование территорий Полесья и Волыни проводит образованное 1900 г. в Житомире по инициативе Н. Коробки и О. Фотинского Общество исследователей Волыни. Указанное общество стало настоящей академией украинского Полесья и Волыни, которая выдала первый том научных записок, а затем тринадцать томов «Трудов Общества исследователей Волыни» [10].
Важным этапом в исследовании и публикации календарно-обрядового фольклора Западного Полесья стали труды Леси Украинки. Наибольший интерес поэтесса проявила к изучению летнего обрядового фольклора. В частности Леся Украинка подготовила к печати сборник «Купала на Волыни» [13] (впервые напечатано в журнале «Жите и слово». – 1894. – № 1. – С. 276-283 и 454-451), где сделала описание народного обычая и подала сорок девять купальских песен не только с территории Волыни (Новоград-Волынский уезд), но и Западного Полесья (Ковельский уезд).
Записи календарно-обрядовых песен с северо-западных территорий тогдашней Волынской губернии (представленные группами «Веснянки» и «Жнива») зафиксированы также в рукописном т. н. «Колодяженском фольклорном сборнике» [4].
Весомым вкладом в сокровищницу фольклористики начала ХХ в. стало исследование О.П.Косач (пс. Олена Пчилка) «Украинский колядки: текст волынский» [7]. В этой работе, опираясь на западнополесский фольклорный материал, автор предложила собственную классификацию собранного материала (колядки-веснянки, колядки-легенды и колядки-стихи), которая ни в то время, ни в современной науке не прижилась.
В начале ХХ в. фольклор Полесья тщательно изучается в контексте программы этнографической комиссии Всеукраинской академии наук. Долгое время секретарем комиссии ВУАН работал филолог, этнограф и исследователь народной культуры Вячеслав Каминский, который непосредственно приобщился к фиксации и исследования поэзии календарного цикла Волынского Полесья. В частности, на исследуемой территории этнограф выяснил особенности бытования купальских обрядов, представленные в работе «Праздник Купала на Волынском Полесье» [3], куда вошли материалы, собранные в населенных пунктах Ковельского, Владимир-Волынского, Луцкого, Дубенского, Ровенского, Новоград-Волынского, Овручского, Житомирского уездов Волынской губернии.
В своем исследовании В. Каминский акцентировал внимание на времени, месте и этапах проведения обряда, ареале празднования и вариативности его названий («Купайлиця», «Иван Купала», «Иванов день», «Купала»). В поле зрения В. Каминского попал и сам атрибут праздника (дерево, сосна, береза, вишня), его украшение. Однако собственно купальским песням, специфике их выполнения и тематике В.Каминский уделяет значительно меньше внимания. И все же определяет, что подавляющее большинство составляют песни о Купале, Петривочке и об огне («Ой на горе огонь горит»). Кроме того, главное место в купальских песнях занимает тема любви.
Таким образом, исследование календарно-обрядового фольклора Западного Полесья XIX – начала ХХ вв. происходит на фоне усиленного внимания к традиционной народной культуре (украинской в том числе) как со стороны правительства, так и со стороны общества.
Исходя из доступных нам материалов, можем утверждать, что, несмотря большой интерес к народному творчеству украинцев, календарно-обрядовый фольклор в начале XIX в. должным образом не освещается. Сбор соответствующего материала проводилось попутно, эпизодически, а результаты подавались в виде описаний, очерков, изредка пересыпанных текстами песен, не всегда имеющих паспортизацию.
На качественно новый уровень российско-украинские региональные исследования в области фольклора возвышает деятельность Русского географического общества, а особенно его Юго-Западного отдела. Поскольку изучение фольклорного материала этого периода происходило под эгидой сохранения древних образцов, то представленные в публикациях ХІХ – нач. ХХ вв. информация, касающаяся календарно-обрядового фольклора, до сих пор остается благодарным материалом для исследования региональных различий его бытования в диахронический срезе.
Основательнее календарно-обрядовый фольклор Западного Полесья в рамках Волынской губернии начинает исследоваться только в конце XIX – начале ХХ в. и соотносится с появлением фундаментальных аналитических (по тем временам) исследований целого ряда ученых: М. Коробки, М. Теодорович, Леси Украинский, Олены Пчилки, В. Каминского, Ф. Колессы, М. Янчука.
Несмотря на проделанную огромную работу, еще в начале ХХ в. западнополесский край остается практически terra incognita в плане определения особенностей функционирования календарно-обрядового фольклора. Поэтому статья показывает возможность дальнейших исследований региональных особенностей календарного фольклора в контексте развития украинской и русской фольклористики.
Список литературы: