ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОСНОВЕ




Шерматова Назирхан Толоновна

зав. каф. «Музыкальное образование и психология», Ошского гуманитарного педагогического института г. Ош, Киргизия

Данная статья посвящается всестороннему воспитанию детей. В статье раскрываются пути и методы воспитания детей на этнокультурной основе

Ключевые слова: Ключевые слова: народная педагогика,загадки,педагогические возможности,умственное состязание,активизировать мышление.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизировал наиболее эффективные средства воздействия на личность, например: пословицы, поговорки, сказки, песни, но в этом случае я решила рассмотреть загадки, как одно из видов в развитии и становлении личности.[1]

Рассмотрим педагогические возможности загадки. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффективным, средством патриотического воспитания. Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующие его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмыслить мир. [2].Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, загадки полны познавательного смысла.

Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.

Детям нравится разгадывать загадки. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность ее на детали жизни делают загадку отличным приемом дидактического воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что откуда?, что из чего делается?, что чему служит?. Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то укажет на сущность предмета, на его назначение. Так, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета: «Два кольца, два конца, посредине гвоздь и тот насквозь». (Ножницы); на то, из чего сделан предмет: « Поля стеклянные, межи деревянные». (Оконная рама); на назначение предмета: «Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать». (Часы). Некоторые загадки показывают предмет в действии: «Кланяется, кланяется, придет домой растянется». (Топор). [3].Загадки познавательного содержания, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о природе. Отражая живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств ребенка.

Так загадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края. Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями. Точный выбор слова, меткие художественные средства делают загадку произведением, доставляющим эстетическое наслаждение. В загадке: «Заря-заряница, красная девица, по миру ходила, слезы обронила, месяц видел, солнце скрало» заря сравнивается с красной девицей, а роса — со слезами.

В загадках отражается живой, веселый, бойкий нрав каждого народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически. Поэтому загадки полны юмора, шуток, порою насмешек, а иногда и озорной двусмысленности. [4].Таким образом, под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире. Проанализировав все вышесказанное можно сделать такой вывод. Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Она оказывает воздействие не только на умственное воспитание, развивая логическое мышление, но и развивает речь, обогащая словарь, развивает поэтический слух, восприятие, воображение. Загадки обостряют наблюдательность детей, повышают интерес к окружающей действительности. Загадка помогает детям осваивать синтаксис родной речи и ее строй. [5]

Думаю, что дети должны не только отгадывать загадки, но и должны пробовать сами их сочинять, давая простор своему творчеству, иногда из этого происходят интересные, удачные находки. С помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребенка, как успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки ребенка к школьному обучению.

 

Список литературы:

  1.              Аникин В.П. «Русское народное поэтическое творчество». - Ленинград: Изд. «Просвещение» 1983
  2.          Болотина Л. Р. «Педагогика». - М: Изд. «Просвещение» 1987
  3.          Зуева Т. В. «Русский фольклор» Словарь – справочник. - М: Изд. «Просвещение» 2002
  4.            Круглов Ю.Г. «Русские народные загадки». - М: Изд. «Просвещение» 1990
  5.           Померанцева Э.В. Минц С.И. «Русское народное поэтическое творчество». Хрестоматия. - М: Изд. «Просвещение» 1969
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»