На сегодняшний день наиболее важным компонентом психологического сопровождения является психологическое здоровье личности. Данный феномен представляет определенную ценность в современном обществе, о чем свидетельствует широкое распространение психологической службы как в образовательной, так и профессиональной сферах.
В.Э. Пахальян определяет психологическое здоровье как «динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности», составляющее ее сущность и дающее возможность реализовать индивидуальные и возрастно-психологические возможности на каждом этапе онтогенеза [4, с. 29].
В.А. Ананьев в работе «Психология здоровья» выделяет следующие черты психически здоровой личности: развитие самоконтроля и усвоение реакций, адекватных ситуациям в жизни человека, соматическое здоровье, умение регулировать поступки и поведение в границах социальных норм, умение разводить реальные и идеальные цели, границы между разными подструктурами «Я» («Я – желающее», «Я – долженствующее») [1].
Анализ научно-теоретических подходов позволил выделить следующие, наиболее общие, признаки, описывающие психологическое здоровье личности:
Состояние психологического здоровья личности можно рассматривать на витальном, социальном и экзистенциональном уровнях жизнедеятельности личности. В данной работе представлено исследование психологического здоровья социального уровня, а именно, рассмотрение самореализации как компонента психологического здоровья личности студента.
Респондентами являлись студентки 2-4 курсов психолого-педагогического факультета СмолГУ (30 человек в возрасте 19-20 года). Использованные в исследовании методики: опросник смысложизненных ориентаций (СЖО), самоактуализационный тест (САТ), опросник самоотношения В.В. Столина, С.С. Пантелеева.
"Самореализация — сбалансированное и гармоничное раскрытие всех аспектов личности; развитие генетических и личностных возможностей". Самореализация заключается в развитии Я посредством приложения усилий, взаимодействия и сотворчества с другими людьми. [3, с. 11].
Самореализация связана с физиологической, психологической и социальной подструктурами индивидуальности. А.В. Копичникова считает, что на психологическое здоровье влияют следующие социально-психологические компоненты индивидуальности личности: адаптивность, личностная тревожность, активный дисбаланс, социабельность, самоуверенность, смелость, социально-коммуникативная неуклюжесть, внутренний мотив к образованию [1, с. 236].
В результате исследования были получено следующее:
Список литературы: