+7 989 669 15 15



САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ




Солтанович Юлия Юрьевна *,Князютенкова Светлана Анатольевна **.

студентка *,старший преподаватель **

представлено исследование самореализации как компонента психологического здоровья личности студента

Ключевые слова: Ключевые слова: самореализация,психологическое здоровье студента.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


На сегодняшний день наиболее важным компонентом психологического сопровождения является психологическое здоровье личности. Данный феномен представляет определенную ценность в современном обществе, о чем свидетельствует широкое распространение психологической службы как в образовательной, так и профессиональной сферах.

В.Э. Пахальян определяет психологическое здоровье как «динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности», составляющее ее сущность и дающее возможность реализовать индивидуальные и возрастно-психологические возможности на каждом этапе онтогенеза [4, с. 29].

В.А. Ананьев в работе «Психология здоровья» выделяет следующие черты психически здоровой личности: развитие самоконтроля и усвоение реакций, адекватных ситуациям в жизни человека, соматическое здоровье, умение регулировать поступки и поведение в границах социальных норм, умение разводить реальные и идеальные цели, границы между разными подструктурами «Я» («Я – желающее», «Я – долженствующее») [1].

Анализ научно-теоретических подходов позволил выделить следующие, наиболее общие, признаки, описывающие психологическое здоровье личности:

  1. Адекватное осмысление и осознание самого себя, мира в целом, взаимодействия с ним.
  2. Наличие у человека ярко выраженного социального интереса.
  3. Способность к сотворчеству с другими людьми.
  4. Адекватное соотношение «Я могу» и «Я хочу».
  5. Способность к рефлексии.
  6. Глубинная со–бытийность как способность человека пребывать в полноценном, способствующем совершенствованию участников контакте, подлинном диалоге и организовывать его.
  7. Состояние стабильности в жизни, стрессоустойчивость, оптимистичность настроения.
  8. Полнота «включенности», переживания и проживания настоящего, пребывание в процессе.

Состояние психологического здоровья личности можно рассматривать на витальном, социальном и экзистенциональном уровнях жизнедеятельности личности. В данной работе представлено исследование психологического здоровья социального уровня, а именно, рассмотрение самореализации как компонента психологического здоровья личности студента.

Респондентами являлись студентки 2-4 курсов психолого-педагогического факультета СмолГУ (30 человек в возрасте 19-20 года). Использованные в исследовании методики: опросник смысложизненных ориентаций (СЖО), самоактуализационный тест (САТ), опросник самоотношения В.В. Столина, С.С. Пантелеева.

"Самореализация — сбалансированное и гармоничное раскрытие всех аспектов личности; развитие генетических и личностных возможно­стей". Самореализация заключается в развитии Я посредством приложения усилий, взаимодействия и сотворчества с другими людьми. [3, с. 11].

Самореализация связана с физиологической, психологической и социальной подструктурами индивидуальности. А.В. Копичникова считает, что на психологическое здоровье влияют следующие социально-психологические компоненты индивидуальности личности: адаптивность, личностная тревожность, активный дисбаланс, социабельность, самоуверенность, смелость, социально-коммуникативная неуклюжесть, внутренний мотив к образованию [1, с. 236].

В результате исследования были получено следующее:

  1. У части испытуемых (36,6%) самореализация находится на низком уровне. Респонденты не ощущают ус­пешности воплощения самого себя в жизни, что подразумевает под собой низкий уровень психологического здоровья испытуемых. Это явление можно объяснить, прежде всего, трудностью принятия себя, своего «Я», неадекватным восприятием своего потенциала и притязаний («Могу» и «Хочу»), расширенной временной перспективой и связыванием своего мироощущения только с прошлым и/или будущим, низким уровнем стрессоустойчивости и высоким уровнем тревожности. Также эта подгруппа испытуемых имеет аморфные жизненные цели и представление о будущем, что также связано с низким уровнем самореализации. Испытуемые склонны прибегать к «стратегиям ухода» и невротизации. Зачастую они испытывают страх в ситуациях взятия на себя ответственности.
  2. Психологическое здоровье второй подгруппы испытуемых (66,4%) находится на уровне выше среднего относительно предыдущей подгруппы. Данные испытуемые имеют выше среднего показатели самоотношения к себе, адекватно принимают себя и окружающую действительность, высокий уровень самооценки и адекватный уровень притязаний. Респонденты самостоятельны и социально гибки, в целом удовлетворены своими достижениями, имеют определенные ценностные ориентиры, ими более четко выстроена жизненная перспектива. Испытуемые второй подгруппы более адаптивны в отличие от респондентов первой подгруппы. Они способны оценивать свои потенциальные возможности адекватно, поэтому более уверены в себе, способны проявлять инициативу чаще испытуемых первой подгруппы. Они активно вступают в контакт с другими людьми и обладают хорошими коммуникативными навыками. Уровень самореализации данных испытуемых значительно выше: компоненты самосознания находятся в большей гармонии, что позволяет испытуемым быть более активными и успешными при осуществлении различных видов деятельности.

 

 

Список литературы:

  1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006,-384 с.
  2. Копичникова А.В. Самореализация как один из компонентов психологического здоровья // «НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ» – Сборник статей молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск. - СГМУ. – 2003. – С. 236-237
  3.   Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: Основные сферы жизнедеятельности: дис. …д-ра психол. наук: 19.00.01. – М.: РГБ, 2003. – 284 с.
  4. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.


 

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.