СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ




*Труфанова Ольга Михайловна, **Вешневицкая Ольга Владимировна,

*воспитатель, МБДОУ детский сад № 42 «Малинка», Россия, г. Старый Оскол, **воспитатель, МБДОУ детский сад № 40 «Золотая рыбка», Россия, г. Старый Оскол

Представлена характеристика системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании дошкольников, описаны подходы к организации деятельности дошкольников, роль педагога в организации деятельности детей.

Ключевые слова: Ключевые слова: образовательная парадигма,системно-деятельностный подход,развитие личности дошкольника.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Жизнь сегодня стремительно меняется. В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты происходит смена «образовательной парадигмы» - от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности ребенка. Главной целью становится развитие личности дошкольника, его способностей самостоятельно ставить пред собой цель, искать пути ее реализации, оценивать свои результаты. Иначе говоря, необходимо формировать у детей «умение учиться».

В основу разработки федеральных государственных образовательных стандартов положен системно-деятельностный подход. Переход к такой модели обучения и воспитания предполагает изменение самой методики обучения и воспитания. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование таких приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, искать нужную информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы [1, с. 17]. Все это предполагает поиск новых форм и методов обучения.

Системно-деятельностный подход –это основа стандартов образования нового поколения. Что же он предполагает?

Во-первых, это воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям современного общества. Во-вторых – ориентацию на такой результат образования, где развитие личности - цель образования. В-третьих – учет индивидуальных, возрастных, психологических особенностей дошкольников. В-четвертых – разнообразие образовательных траекторий и индивидуального развития каждого ребенка. В-пятых – обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования [2, с. 23].

Системно-деятельностный подход «не разрушает» традиционную систему деятельности, а наоборот, преобразовывает ее, сохраняет все необходимое для реализации новых образовательных целей.

 Обучение необходимо строить так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Данный подход направлен на развитие каждого ребенка, на формирование его индивидуальных способностей. Он является саморегулирующим механизмом разноуровневого обучения, тем самым обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории [3, с. 27].

Всем известно, что деятельность связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Чтобы включить ребенка в коллективную познавательную деятельность необходимо: связывать изучаемый материал с жизнью и интересами ребенка, использовать разнообразие в выборе форм и методов обучения дошкольников, в обсуждениях использовать имеющийся опыт детей.

Большую роль в таких преобразованиях отводится педагогу, который должен осуществить осмысление инновационных путей развития образования и определить перспективы развития свой профессиональной деятельности. Современный процесс обучения ориентирован на управление педагогом познавательной деятельностью дошкольников и должен проходить по такой «схеме» - планирование детьми своей деятельности, выбор источников информации, освоение новых знаний, анализ результатов работы. Для того, чтобы знания детей были результатом их собственных поисков, нужно организовать эти поиски, развивать их познавательную деятельность. Таким образом, педагог выступает в роли организатора деятельности детей, осваивая новые профессиональные умения проектирования образовательного процесса.

Конечно, нельзя отрывать понятие «системно-деятельностного подхода» в образовании от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, человек выступает как личность. Проектная деятельность, различные игры, коллективные дела – все это направлено на общение, что предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора, готовит их к современной жизни. Это и есть системно-деятельностный подход, который не сразу, а постепенно ведет к достижениям.

Подводя итог, можно сказать, что системно-деятельностный подход представляет своего рода «философию образования» новой школы, которая дает педагогу возможность искать, творить, развиваться, становиться мастером своего дела, готовить детей к жизни в постоянно меняющихся условиях [4]. Только через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

 

Список литературы:

Статьи из журнала:

1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. - № 4. – С. 17-19.

2. Купавцев, А. В. Деятельностный аспект процесса обучения / А. В. Купавцев // Педагогика. – 2002. - № 6. – С. 22-24.

3. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат // М., 2000.

Источник из интернета:

4. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: http://school1884.ru/

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»