СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ




Курбацкий Владимир Николаевич *,Смоляк Наталья Вячеславовна **.

Заведующий кафедрой математики и информатики *, Старший преподаватель кафедры математики и информатики **, Минский филиал МЭСИ, Республика Беларусь, г. Минск

В статье рассматривается процесс онлайн обучения в течение семестра. При этом выделяются основные стадии обучения: ознакомительная, контентная и итоговая.

Ключевые слова: Ключевые слова: онлайн обучение,системы дистанционного обучения,вебинары,уровни освоения дисциплин.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Заочная форма обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (онлайн обучение) – это обучение, основанное на интернет-технологиях. В Минском филиале Московского университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) студентов онлайн обучение применяются уже на протяжении последних четырех лет. Весь процесс онлайн обучения в течение семестра можно разделить условно на три стадии.

Первая стадия – ознакомительная. На этой стадии реализуется семантический уровень изучения дисциплин. Семантический уровень включает понимание цели и задач дисциплин, их роль в формировании компетенций, освоение важнейших терминов, определений, инструментов ИКТ для освоения основного контента дисциплины. Обучение на первом этапе проводится в основном в очной форме – аудиторные лекции, практические и семинарские занятия. Здесь дается установка на дальнейшее изучение дисциплин с использованием дистанционных образовательных технологий.

Вторая стадия (контентная) – стержневая стадия обучения. На этой стадии обеспечивается структурированный уровень освоения дисциплин - усвоение основного контента дисциплин с помощью интернет-технологий, базирующихся на платформах Web 2.0 и Web 3.0. В качестве такого сервиса используются система дистанционного обучения (СДО) «Виртуальный Кампус», онлайн-семинары (вебинары), социальные сети и т.д.

СДО «Виртуальный Кампус» включает в себя такие инструменты, как система тестирования, система назначений, система обмена файлами, вебинары, блоги, форумы, чаты, электронные ведомости, виртуальные классные комнаты и лаборатории и т. д. Тьютор в СДО «Виртуальный Кампус» может формировать назначения - предопределенные тьютором электронные учебные мероприятия (тесты, электронные учебники, задания, форумы и т.д.).

Электронный учебный курс для назначения представляет собой тематически завершенный, структурированный учебный материал, который доступен обучаемому через Интернет. Тест в СДО является неотъемлемым компонентом контроля учебного процесса. На контентной стадии обучения студентам выставляются тесты на самопроверку для текущего контроля знаний.

Для каждой изучаемой студентами дисциплины во время формирования назначения формируется рабочая область, которая заполняется тьюторами и студентами. Она используется для хранения, обмена файлами и информацией между тьютором и студентом. Тьюторы заносят в специальные разделы рабочей области учебные материалы по дисциплине в электронном виде. В рабочей области автоматически создается консультационный форум для решения организационных вопросов. Тематические форумы создаются тьютором для обсуждения определенных вопросов преподаваемой дисциплины. Тьютор может дать объявление о каком-либо предстоящем событии или пометить во встроенном календаре даты с запланированными мероприятиями в текущем семестре по определенной дисциплине.

Студенты размещают свои работы на проверку преподавателю в специальном разделе, предназначенном для обмена файлами. Тьютор проверяет индивидуальное задание студента и утверждает его или отдает студенту на доработку.

Вебинары при заочном онлайн обучении являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Этот инструмент позволяет провести тьютору свое занятие с онлайн трансляцией в Интернет. Причем в дальнейшем он может ознакомиться с его записью для подготовки к сессии [1, с.46].

Кроме СДО «Виртуальный Кампус» при заочном онлайн обучении в МЭСИ активно применяются распространенные среди молодежи социальные сети «В Контакте», «Facebook», «Twitter». Студенты могут свободно общаться с тьютором и между собой, создавать электронные образовательные ресурсы, делится опытом, дискутировать, обсуждать проблемы.

Третья стадия обучения – итоговая. При заочном онлайн обучении на данной стадии реализуется параметрический уровень освоения дисциплины: готовность показать практическое применение знаний, навыков и умений по дисциплине. Происходит очная или заочная защита рефератов, контрольных, курсовых работ и итоговое семестровое электронное тестирование знаний по усвоению дисциплин через СДО «Виртуальный Кампус».

При четко организованном процессе заочного онлайн обучения в течение семестра можно добиться качественного результата.

 

Список литературы:

1.  Курбацкий, В.Н. Вебинары в дистанционном обучении: проблемы и их решения / В. Н. Курбацкий // Веб-программирование и Интернет-технологии WebConf-2012: материалы 2-й Междунар. науч.-практ. конф., 5-7 июня 2012 г., Минск. – Минск: Изд. центр БГУ, 2012. – 191 с., С.46. 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»