Становление профессионально-ценностных ориентаций в условиях личностно развивающего обучения в вузе




Самойлик Наталья Анатольевна

преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, Россия, г. Новокузнецк

В статье предложен подход к становлению профессионально-ценностных ориентаций в условиях личностно развивающего обучения в вузе. Автором показано, что профессионально-ценностные ориентации и личностно развивающее обучения имеют единую цель – профессиональное развитие специалиста, востребованного на современном рынке труда.

Ключевые слова: Ключевые слова: профессионально-ценностные ориентации,личностно развивающее обучение,профессиональная подготовка,обучение в вузе.




Библиографическое описание: Самойлик Н.А. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 11-й международной научно-практической конференции., 24 июля 2016 г. - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 10-13


В современных динамичных условиях развития социума, перед российским образованием встает ряд принципиально важных задач, ведущей из которых становится подготовка специалиста высокого уровня. Востребованность специалистов в обществе с каждым годом все возрастает и, как следствие, увеличивается количество требований к профессиональной подготовке в процессе учебной деятельности в вузе. Как известно, текущая ситуация в образовательной сфере формируется под непосредственным воздействием требований рынка труда и развивающегося гражданского общества, что диктует новые требования к качеству предоставляемых образовательных услуг. Как справедливо замечает в своей работе Э.Ф. Зеер: «сегодня востребованы специалисты, обладающие широким спектром социально-профессиональных действий, универсальными данными, способные к индивидуальной инновации и проектированию своего профессионального будущего» [0, с. 166].

Постепенное преодоление данного противоречия в высшей школе должно быть направлено не только на обновление содержания образования и образовательных стандартов обучения, но и на пересмотр технологий образовательного процесса и включение в него показателей становления специалиста той или иной профессии уже на начальных этапах обучения в вузе.

Проблема критериев становления специалиста определенного профессионального сообщества неоднократно рассматривалась в психолого-педагогической литературе. Исследования ученых позволили дифференцировать три лидирующие позиции относительно данного вопроса.

Первая группа ученых (В.А. Бодров, Е.А. Климов, В.А. Толочек, В.Д. Шадриков), предлагают в качестве показателя профессионального становления рассматривать профессионально-важные качества, необходимые для продуктивного выполнения трудовой деятельности. В частности в исследовании В.Д. Шадрикова показано, что профессионально-важные качества представляют собой «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения» [0, с. 49]. Профессионально-важные качества начинают формироваться в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Подобная позиция достаточно длительное время определяла направление профессионального образования в нашей стране. Однако, в современных условиях она не может отвечать многим требованиям подготовки специалистов, прежде всего в том, что не учитывает систему имеющихся психологических качеств личности на момент начала профессионализации.

Согласно мнению второй группы ученых (А.А. Потапкин, А.А. Деркач, Е.П. Ермолаева, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова), в процессе становления специалиста необходимо формировать профессиональные компетенции, как механизм «ресурса устойчивости в изменяющихся профессиональных ситуациях и способствующее наилучшему выполнению профессиональных обязанностей» [0].

Несмотря на то, что компетентностный подход превалирует в высшем образовании, он не определяет набор профессиональных умений для каждой личности и больше ориентирован на подготовку специалиста «среднего» уровня. Предложенные в рамках компетентностного обучения способы личностного развития могут осуществляться в процессе профессионального обучения, а в практической деятельности только совершенствоваться. В то же время реализация в профессиональной деятельности неизбежно приводит и к личностному развитию. О взаимозависимости личностного и профессионального развития неоднократно отмечалось в работах Е.А. Климова и А.Р. Фонарева.

Основываясь на авторской позиции Ю.П. Поваренкова, критерием становления специалиста выступает профессиональная идентичность, реализующаяся как целостное эмоциональное состояние, как основная тенденция профессионального развития личности [0]. Профессиональная идентичность представляет собой «источник обратной информации для контроля субъектом труда степени адекватности профессионального становления и реализации его субъективным ожиданиям» [Там же, с. 12].

В тоже время, согласно представлениям Е.А. Климова, идея профессионализма не должна отождествляться с определенным уровнем развития способностей профессионала [0]. Профессионализм должен трактоваться не только как высший уровень знаний, умений, навыков и результативности человека в определенной профессиональной сфере, а скорее, как определенная системная организация сознания и психики человека, обусловливающая успешность специалиста в конкретной практической деятельности.

Достаточно весомое место в организации профессионального становления в процессе обучения в вузе должна занимать ценностно-смысловая сфера, формирующаяся уже в раннем детстве и развивающаяся в течение всей жизни человека. Детерминируя все этапы жизнедеятельности личности, ценностно-смысловая сфера значительно влияет на профессиональную деятельность и проявляется в виде профессионально-ценностных ориентаций. О необходимости детального анализа профессионально-ценностных ориентаций как основы профессионального становления неоднократно отмечалось нами в работах [0; 0]. Однако, не рассматривались условия развития профессионально-ценностных ориентаций в учебно-профессиональной деятельности.

Как отмечает в своей работе Д.Л. Матухин, «новые требования к образовательной парадигме выражаются во взаимосвязи традиций, инноватики, аксиологии при наличии гуманистической доминанты» [0, с. 112]. Считаем, что взаимодействие предложенных автором требований, можно реализовать, если в процессе профессионального обучения, опираясь на личностно развивающее образование, формировать у обучающихся профессионально-ценностные ориентации, как фундамент их профессиональной пригодности и последующей трудовой деятельности.

Как известно концепция личностно ориентированного обучения, предложенная Е.В. Бондаревской, В.В. Сериковым, И.С. Якиманской, провозглашает главный принцип обучения – развитие личности обучаемых и последовательное становление системы ценностей личности и смыслов реализуемой деятельности.

В центре внимания личностно ориентированного обучения находится личность, стремящаяся к реализации своих потенциальных возможностей и полноценно осуществляющая осознанный выбор в различных проблемных ситуациях. Такая личность способна формировать ценностно-смысловую сферу как основу своей жизнедеятельности и в том числе, профессионального развития.

Как отмечают основоположники личностно ориентированного образования, подобная технология имеет целью самообразование, саморазвитие, самостоятельность и самореализацию личности. Применительно к профессионализации, следует констатировать, что данные личностные характеристики определяют траекторию успешности субъекта в профессии.

В контексте нашего исследования наибольшего внимания заслуживает идея личностно развивающего образования, которая, как отмечает Э.Ф. Зеер, предполагает: «развитие личностно-смысловой сферы, субъектности, идентичности, социализации, а также универсальных личностных способностей: к самосовершенствованию, самоопределению, самоактуализации» [0, с. 157].

Обоснуем необходимость рассмотрения становления профессионально-ценностных ориентаций в условиях личностно развивающего образования в вузе следующими аргументами.

Во-первых, личностное и профессиональное развитие обучающегося – взаимообусловленные элементы, определяющие развитие личности в процессе профессионального обучения, овладения профессией и выполнения профессиональной деятельности. Согласно точки зрения Э.Ф. Зеера: «ценностно-смысловым ядром личностно развивающего образования становится профессиональное развитие обучаемых при взаимодействии всех субъектов обучения с учетом их предшествующего опыта, личностных особенностей, специфики учебного материала и конкретной учебно-пространственной среды» [Там же, с. 168].

Во-вторых, критериями эффективной организации профессионального образования являются параметры личностного и профессионального развития, которые синтезируются в понятие «профессионально-ценностные ориентации». Данная психологическая категория достаточно универсальна, так как объединяет в структуре и развитие личности, и особенности ее профессионального становления. На основе сформированности профессионально-ценностных ориентаций можно утверждать, о субъективной значимости и наполненности смыслом построения индивидуальной траектории личности в процессе профессионализации уже в процессе вузовского обучения.

В-третьих, ориентация на индивидуальную траекторию личностного профессионального развития позволяет обучающимся предъявлять к себе требования самообразования, самостоятельности и самореализации в учебно-профессиональной деятельности, определяющее ценностные и смысловые ориентиры каждой личности.

В-четвертых, личностно развивающее профессиональное образование представляет собой полноценное сотрудничество между преподавателями и обучающимися, что позволяет создать уникальное профессиональное образовательное пространство, отвечающее требованиям конкурентной способности будущего специалиста. В подобных условиях происходит становление ценностно-смысловой сферы личностно и профессионально значимой.

Таким образом, следует констатировать необходимость более полного изучения и методологического обоснования нового подхода к становлению специалиста. Данный подход должен опираться, прежде всего, на уже имеющиеся личностные характеристики. В качестве такой характеристики могут выступить профессионально-ценностные ориентации, которые можно развивать в условиях личностно развивающего обучения в вузе.

В современных условиях модернизации системы высшего образования необходимо продолжить работу по активному внедрению в образовательный процесс вузов личностно развивающих технологий для развития ценностной опоры будущего специалиста.

Список литературы:

1. Алдашева, А.А. Профессиональная компетентность: понятие и структура [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия

2. Психология и педагогика. – 2012. – №4(109). – Режим доступа: http://ores.su/en/journals/vestnik-adyigejskogo-gosudarstvennogo-universiteta-seriya-3-pedagogika-i-psihologiya/2012-nomer-4-109/a103630, свободный.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф. Зеер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 384 с.

4. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: «МОДЭК», - 1996. – 400 с.

5. Матухин, Д.Л. Основные направления развития высшего профессионального образования в контексте идей новой образовательной парадигмы / Д.Л. Матухин // Вестник ТГПУ. – 2012. – №5(120). – С. 110-115.

6. Поваренков, Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда / Ю.П. Поваренков // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2014. – Том 20. – С. 9-16.

7. Самойлик, Н.А. К вопросу об актуализации понятия «профессионально-ценностные ориентации» личности в современной науке / Н.А. Самойлик // Альманах современной науки и образования. – 2015. – №11. – С. 100-102.

8. Самойлик, Н.А. К проблеме определения профессионально-ценностных ориентаций личности как психологической категории / Н.А. Самойлик // Сборник публикаций научного журнала «Globus» по материалам VІІ международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: актуальные вопросы» г. Санкт-Петербурга: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). – СПб.: Научный журнал «Globus», 2016. – С. 68-73.

9. Шадриков, В.Д. Психологический анализ деятельности как системы / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. – 1980. – №3. – С. 48-51.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»