Чувство тревоги - это то, с чем современный человек все чаще и чаще сталкивается в повседневной жизни. Волнения, стрессы, страхи – это то, что заставляет нас быть сильными морально, но убивает нас физически. «Возможно, вы уже заметили, что многие из людей, имеющих на работе постоянные нервотрепки (руководящие сотрудники, полицейские, борющиеся с насилием), имеют к 40-50 годам серьезные болезни сердца, давление, больной желудок? Это объясняется просто – их работа требует большого психического напряжения, и значит, их нервная система работает с мощнейшими перегрузками. Именно она дает команды постоянно повышать давление крови, чтобы усилить приток крови к мозгу, она отключает желудок, чтобы не отвлекать мыслями о еде, когда надо принимать ответственные решения» [1] Данный пример подтверждает значимость стресоустойчивости в любой работе человека. Это относится и к студентам, для которых учеба– это основная работа. Нестабильность современного общества приводит к тому, что молодые люди не уверены в благополучии своего положения после окончания ВУЗА, не знают, сможет ли образование, которое они получают обеспечить им достойную безбедную жизнь. Подобная неопределенность порождает страх неизвестности. «…Казалось бы вроде все так – высшее образование не учит тому, как, например, торговать телевизорами в Эльдорадо и даже не дает никакую рабочую специальность. Оно даже не учит тому, как стать богатым и знаменитым. Но для чего тогда сидят студенты на парах, защищают курсовые, пишут лабораторные, отвечают на экзаменах. Может, действительно, высшее образование отнимает лишние 5 лет (а сегодня уже 4 года), после которых человек идет работать на самую низшую должность или не идет работать вообще, хотя мог бы работать на ней сразу после школы, а мог того гляди и начать строить свой бизнес» [2]. Страх перед обреченным будущем присутствует почти у каждого студента. Откуда он берется и что такое страх? Ответы на данные вопросы помогу глубже раскрыть данную проблему. «Страх - психическое состояние человека, связанное с мучительными переживаниями и вызывающее действия, направленные на самосохранение» [3].
Нередко стрессовое состояние, к которому нас приводит страх заставляет вести человека неадекватно. Озлобленность в общении, наличие большого количества резких движений, отсутствие желания идти на контакт. Все это провоцирует окружающих людей вступать с агрессором в конфликт. Способы, к которым прибегает человек при разрешении конфликта характеризуют его как личность и также являются важным фактором при определении будущего профессионального пути молодого специалиста. Проанализировав виды страхов и способы разрешения конфликтов у молодых людей можно понять, какие сферы работы со студентами нуждаются в модернизации.
В исследовании видов страха и способов разрешения конфликтов у студентов ВУЗа приняли участие 120 студентов 2-го курса университета. Им было предложено 10 видов страха, которые они должны были оценить по 5 бальной шкале в зависимости от силы восприятия. Результаты, представленные в табл.1, позволяют сделать следующие выводы: на первом месте стоит «страх отчисления из университета», затем следуют «страх смерти» и «страх отсутствия работы после окончания ВУЗа». Очевидно, это отражает существующую в данный момент общую нестабильность современного общества и говорит о том, что необходимы дополнительные меры по устранению данного вида страхов, как со стороны министерства образования. Наименее значимыми являются «страх потерять стипендию» и «страх быть не понятым среди сверстников (в группе)». Данный результат можно объяснить тем, что выборку составили студенты 2-го курса, которые уже успешно адаптировались в студенческой среде.
Таблица. 1
Виды страхов у студентов ВУЗа
№ п/п | Вид страха | Средний балл |
1 | Страх отчисления из университета | 4.3 |
2 | Страх смерти | 3.9 |
3 | Страх не найти работу после окончания ВУЗа | 3.8 |
4 | Страх не выполнить работу/совершить ошибку при выполненииработы | 3.5 |
5 | Страх перед болезнью | 3.3 |
6 | Страх перед собеседованием с работодателем | 3.3 |
7 | Страх публичного выступления в группе | 3.1 |
8 | Страх перед вхождением в новый (рабочий) коллектив | 3.1 |
9 | Страх быть не понятым среди сверстников (в группе) | 2.4 |
10 | Страх потерять стипендию | 1.8 |
Также было проведено исследование способов разрешения конфликтов у студентов. Для этого был использован тест К. Томаса. В исследовании принимали участие 72 человека (студенты 2-го курса специальности управление персоналом), из них 14 мужского пола и 58 женского (результаты представлены в таблице 2).
Анализ результатов показал, что у молодых людей преобладает экономический стиль разрешения конфликтов; у девушек же наиболее ярко выражен корпоративный стиль, хотя экономический также достаточно представлен.
Таблица 2
Выраженность способов (стилей) разрешения
конфликтов у респондентов
Стиль | Административный | Корпоративный | Экономический | Традиционный | Приспособление | |||||
Пол икол-вореспондентов в % | м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | м | ж |
28 | 11 | 14 | 34 | 44 | 27 | 7 | 9 | 7 | 20 |
Данные исследования можно использовать для анализа индивидуальной направленности студентов и для планирования их учебной деятельности, чтобы молодые специалисты точно знали, что их ждет в будущем, а их учебная деятельность точнее соответствовала должностным обязанностям работников нужного профиля и меньше была подвержена страху неопределенности.
Список литературы:
1. Авторский блог Андрея Федорова «Идеи простых решений»
– Режим доступа:http://ideafor.info/?p=6994
2. Национальная психологическая энциклопедия
– Режим доступа:http://vocabulary.ru/dictionary/881/word/strah
3. Психологический портал «Психология изменений»
– Режим доступа:http://live-and-learn.ru/9-sposobov-borby-so-strahom.html
4. Электронный журнал Passion.ru
– Режим доступа: http://health.passion.ru/khoroshee-samochuvstvie/lechenie-bez-tabletok/vse-bolezni-ot-nervov.htm