+7 989 669 15 15



ВИДЫ СТРАХОВ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У СТУДЕНТОВ




*Ваганова Анна Александровна, **Караваева Людмила Петровна,

*студент УрГУПС, Россия, г. Екатеринбург, **канд. психол. наук, УрГУПС, Россия, г. Екатеринбург.

Статья посвящена изучению видов страхов у студентов высших учебных заведений и выявлению у них способов разрешения конфликтов. В результате проведенного эмпирического исследования были выявлены наиболее значимые для студентов ВУЗа виды страхов и преобладающие стили поведения в конфликтных ситуациях.

Ключевые слова: Ключевые слова: страх,стиль разрешения конфликта.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Чувство тревоги - это то, с чем современный человек все чаще и чаще сталкивается в повседневной жизни. Волнения, стрессы, страхи – это то, что заставляет нас быть сильными морально, но убивает нас физически. «Возможно, вы уже заметили, что многие из людей, имеющих на работе постоянные нервотрепки (руководящие сотрудники, полицейские, борющиеся с насилием), имеют к 40-50 годам серьезные болезни сердца, давление, больной желудок? Это объясняется просто – их работа требует большого психического напряжения, и значит, их нервная система работает с мощнейшими перегрузками. Именно она дает команды постоянно повышать давление крови, чтобы усилить приток крови к мозгу, она отключает желудок, чтобы не отвлекать мыслями о еде, когда надо принимать ответственные решения» [1] Данный пример подтверждает значимость стресоустойчивости в любой работе человека. Это относится и к студентам, для которых учеба– это основная работа. Нестабильность современного общества приводит к тому, что молодые люди не уверены в благополучии своего положения после окончания ВУЗА, не знают, сможет ли образование, которое они получают обеспечить им достойную безбедную жизнь. Подобная неопределенность порождает страх неизвестности. «…Казалось бы вроде все так – высшее образование не учит тому, как, например, торговать телевизорами в Эльдорадо и даже не дает никакую рабочую специальность. Оно даже не учит тому, как стать богатым и знаменитым. Но для чего тогда сидят студенты на парах, защищают курсовые, пишут лабораторные, отвечают на экзаменах. Может, действительно, высшее образование отнимает лишние 5 лет (а сегодня уже 4 года), после которых человек идет работать на самую низшую должность или не идет работать вообще, хотя мог бы работать на ней сразу после школы, а мог того гляди и начать строить свой бизнес» [2]. Страх перед обреченным будущем присутствует почти у каждого студента. Откуда он берется и что такое страх? Ответы на данные вопросы помогу глубже раскрыть данную проблему. «Страх - психическое состояние человека, связанное с мучительными переживаниями и вызывающее действия, направленные на самосохранение» [3].

Нередко стрессовое состояние, к которому нас приводит страх заставляет вести человека неадекватно. Озлобленность в общении, наличие большого количества резких движений, отсутствие желания идти на контакт. Все это провоцирует окружающих людей вступать с агрессором в конфликт. Способы, к которым прибегает человек при разрешении конфликта характеризуют его как личность и также являются важным фактором при определении будущего профессионального пути молодого специалиста. Проанализировав виды страхов и способы разрешения конфликтов у молодых людей можно понять, какие сферы работы со студентами нуждаются в модернизации.

В исследовании видов страха и способов разрешения конфликтов у студентов ВУЗа приняли участие 120 студентов 2-го курса университета. Им было предложено 10 видов страха, которые они должны были оценить по 5 бальной шкале в зависимости от силы восприятия. Результаты, представленные в табл.1, позволяют сделать следующие выводы: на первом месте стоит «страх отчисления из университета», затем следуют «страх смерти» и «страх отсутствия работы после окончания ВУЗа». Очевидно, это отражает существующую в данный момент общую нестабильность современного общества и говорит о том, что необходимы дополнительные меры по устранению данного вида страхов, как со стороны министерства образования. Наименее значимыми являются «страх потерять стипендию» и «страх быть не понятым среди сверстников (в группе)». Данный результат можно объяснить тем, что выборку составили студенты 2-го курса, которые уже успешно адаптировались в студенческой среде.

 

Таблица. 1

Виды страхов у студентов ВУЗа

№ п/п Вид страха Средний балл
1 Страх отчисления из университета 4.3
2 Страх смерти 3.9
3 Страх не найти работу после окончания ВУЗа 3.8
4 Страх не выполнить работу/совершить ошибку при выполненииработы 3.5
5 Страх перед болезнью 3.3
6 Страх перед собеседованием с работодателем 3.3
7 Страх публичного выступления в группе 3.1
8 Страх перед вхождением в новый (рабочий) коллектив 3.1
9 Страх быть не понятым среди сверстников (в группе) 2.4
10 Страх потерять стипендию 1.8

 

Также было проведено исследование способов разрешения конфликтов у студентов. Для этого был использован тест К. Томаса. В исследовании принимали участие 72 человека (студенты 2-го курса специальности управление персоналом), из них 14 мужского пола и 58 женского (результаты представлены в таблице 2).

Анализ результатов показал, что у молодых людей преобладает экономический стиль разрешения конфликтов; у девушек же наиболее ярко выражен корпоративный стиль, хотя экономический также достаточно представлен.

 

Таблица 2

Выраженность способов (стилей) разрешения

конфликтов у респондентов

Стиль Административный Корпоративный Экономический Традиционный Приспособление
Пол икол-вореспондентов в % м ж м ж м ж м ж м ж
28 11 14 34 44 27 7 9 7 20

 

Данные исследования можно использовать для анализа индивидуальной направленности студентов и для планирования их учебной деятельности, чтобы молодые специалисты точно знали, что их ждет в будущем, а их учебная деятельность точнее соответствовала должностным обязанностям работников нужного профиля и меньше была подвержена страху неопределенности.

 

Список литературы:

1.   Авторский блог Андрея Федорова «Идеи простых решений»

– Режим доступа:http://ideafor.info/?p=6994

2.   Национальная психологическая энциклопедия

– Режим доступа:http://vocabulary.ru/dictionary/881/word/strah

3.   Психологический портал «Психология изменений»

– Режим доступа:http://live-and-learn.ru/9-sposobov-borby-so-strahom.html

4.   Электронный журнал Passion.ru

– Режим доступа: http://health.passion.ru/khoroshee-samochuvstvie/lechenie-bez-tabletok/vse-bolezni-ot-nervov.htm

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»