+7 989 669 15 15



Жанровые особенности современной интернет-коммуникации




Вязигина Светлана Юрьевна

соискатель , ОмГУ, г. Омск

Аннотация: В статье рассматривается феномен современной интернет-коммуникации в рамках одного из наиболее активно развивающихся в наши дни направлений лингвистики – интернет-жанроведения. Обсуждаются наиболее актуальные вопросы данной области, такие как терминологическая неопределенность данного направления, классификация интерент-жанров и принципы их описания.

Ключевые слова: интернет-жанр, интерент-коммуникация, интернет-жанроведение




Библиографическое описание: Вязигина С.Ю. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ [Текст] \\ Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 9-й международной научно-практической конференции, (г. Махачкала, 18 июля, 2014г.) - Махачкала: ИЗДАТЕЛЬСТВО "Апробация", 2014 — С.76-78


На сегодняшний день глобальная сеть является наиболее востребованным средством межличностного общения. Чаты, социальные сети, форумы и блоги трансформируют принятые в устной и письменной речи правила коммуникации, что обусловлено, прежде всего, техническими особенностями этих платформ. В результате таких трансформаций коммуникативное пространство Интернета стало своеобразной жанропорождающей средой, способствующей возникновению новых жанров, свойственных только этой информационной среде.

Для изучения жанрового аспекта интернет-коммуникации была сформирована новая отрасль лингвистики – виртуальное жанроведение. Следует отметить, что в отечественных работах, посвященных изучению жанровой специфики интернет–коммуникации помимо термина «виртуальный жанр» используются также термины «дигитальный жанр», «цифровой жанр», «электронный жанр», «гипержанр», «коммуникативный сервис Интерента», «сетевой жанр», «интернет-жанр», «жанровый формат виртуального дискурса». По мнению Е.И. Горошко, наиболее подходящим в данном случае является именно понятие «виртуальный жанр», как однокорневое по отношению к уже устоявшемуся термину «виртуальное жанроведение» [3]. Однако, по мнению ряда исследователей, термин «виртуальный жанр» не является подходящим. Так, М.Л. Макаров утверждает, что не стоит называть коммуникацию, осуществляемую в глобальной сети, «виртуальной», поскольку она «остается вполне реальным общением, актуализация смыслов в ходе такого взаимодействия не вызывает сомнения» [4]. Схожую позицию выражают Е.А. Баженова и И.А. Иванова, говоря о том, что слово «виртуальный» в составе терминированных понятий «виртуальная коммуникация» и «виртуальный жанр» употребляется в значении ‘существующий в Интернете’, ‘осуществляемый посредством Интернета’. Однако, сема ‘осуществляемый компьютерными средствами’ в большом академическом словаре русского языка (БАС) отсутствует, в то время как сема ‘гипотетичность, вероятность’ входит в оба значения слова. Коммуникация посредством Интернета не является гипотетичной, так как объективно существует. Поэтому, «употребляя слово «виртуальный» в номинации научного понятия мы как будто сомневаемся в существовании изучаемого явления» [1]. Взамен, предлагается использовать термины «интернет-коммуникация», «интернет-жанр», и «интернет-жанроведение».

По своей сути интернет-жанр является многоуровневым поликодовым образованием, обладающим сложной структурой и состоящим из множества разнородных текстов, поэтому одним из открытых вопросов на сегодняшний день остается вопрос о классификации интернет-жанров. Так, некоторые исследователи предлагают классификацию, основанную в большей степени на технических, а не лингвистических признаках: интенции адресанта (сообщение/общение); структурирование содержания; реальность/ирреальность общения во времени [3]. Согласно этим критериям, к жанрам интернет-коммуникации можно отнести чаты, электронную почту, многопользовательские он-лайновые игры, интернет-конференции и т.д. По мнению Е.И. Горошко, ситуация по данному вопросу осложняется с одной стороны, размытостью границ между жанрами интернет-коммуникации в сравнении с реальной коммуникацией, а также – отсутствием единства мнений у лингвистов по составлению «непротиворечивой системы основ» для этой классификации [3].

Еще одним краеугольным камнем в этом направлении является разработка принципов описания интерент-жанров. Зачастую исследователями за основу берется модель речевого жанра Т.В. Шмелевой и трансформируется с учетом специфики интернет-коммуникации [5]. Однако указанная модель уделяет большее внимание прагматическим характеристикам жанра, поскольку она изначально разрабатывалась для речевого жанра. В это же время, для жанра интернет-коммуникации не менее значимыми являются такие характеристики как структура, семантика, поликодовое воплощение интернет-жанра.

Более подходящей моделью, на наш взгляд, является модель, предложенная Л.Ю. Щипициной, так как в ней учитываются не только прагматические, но и медийные, структурно-семантические и стилистико-языковые параметры [6]. Под медийными параметрами в данном случае понимается:

- оформление жанра, т.е. расположение графических элементов программы на экране;

- мультимедийность – одновременная реализация в тексте, графических элементов, звука, видео и анимации;

- гипертекстуальность – особенность построения текста из отдельных, соединенных гиперссылками блоков;

- интерактивность – способность читателя влиять на содержание, внешний вид компьютерной программы;

- синхронность – одновременное создание сообщения и ответной реплики на него;

- количество коммуникантов (межличностная, групповая, массовая коммуникация);

- эксплицированность коммуникантов (открытость или анонимность участников коммуникации);

В заключении следует отметить, что всемирная сеть Интернет представляет широкие возможности для освоения и развития различных интернет-жнров, характеризующихся одновременно высокой степенью гипертекстуальности, интерактивности и мультимедийности. Как научное направление интернет-жанроведение только начинает свое развитие, в связи с чем не угасает полемика среди исследователей по ряду актуальных для данной дисциплины вопросов, таких как: определение и описание виртуального жанра; соотношение и взаимодействие традиционных и виртуальных жанров; разработанные критерии для классификации виртуальных жанров; описание специфических виртуальных жанров. Все это дает нам право говорить о слабой теоретической и практической разработанности данного направления, а, следовательно, и об актуальности исследований в этом направлении.

 

Список литературы:

1. Баженова, Е.А., Иванова, И.А. Блог как Интернет-жанр / Е.А. Баженова, И.А. Иванова // Вестник пермского университета . – 2012. - № 4(2). - С. 125-131.

2. Горошко, Е.И. Интернет – жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии / Е.И. Горошко // Жанры речи. Саратов . - 2009. № 6: С. 111–127.

3. Горошко, Е.И. , Жигалина, Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное. [Электронный ресурс] // 2011. - Режим доступа: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=223 , свободный . – Загл . с экрана.

4. Макаров, М.Л. Жанры в электронной коммуникации quo vadis? / М.Л. Макаров // Жанры речи. Саратов: Колледж , - 2005. № 4. С. 336 –352.

5. Шмелева, Т.В. Модель речевого жанра / Т.В. Шмелева // Жанры речи. Саратов: Колледж , - 1997. № 1. С. 88–98.

6. Щипицина, Л.Ю. Жанры компьютерно - опосредованной коммуникации / Л.Ю. Щипицина. - Архангельск: Поморский ун-т, 2009. - 238 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.