+7 989 669 15 15



ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ




Даровских Ирина Сергеевна,

аспирант кафедры педагогики, Вятский социально-экономический институт, Россия, г. Киров.

В статье анализируется состояние современного школьного образования, рассматриваются сущность и значение формирования у учащихся исторических представлений и исторических фактов в системе образования российских школ.

Ключевые слова: Ключевые слова: система образования,образовательный процесс,исторические представления,исторические факты,исторические явления,события истории.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В процессе развития современного системы образования наиболее важным является развитие исторического образования. Усвоение системы исторических знаний осуществляется в результате разносторонней, активной деятельности обучаемых. Традиционно деятельность школьников по истории носит репродуктивный характер - обучающиеся лишь воспроизводят прочитанное в учебнике и сказанное учителем. Такая ситуация во многом связана с однотипность школьного образования.

В современном мире школьные образовательные учреждения должны способствовать социализации личности, ее скорейшему адаптированию в современном мире. Школа сегодня должна способствовать формированию таких качеств у учащихся как развитию патриотизма, толерантности, инициативности, ответственности.

В настоящее время наблюдается разрыв между словесным воспроизведением знаний и умением их применять, что является признаком формализма в знаниях. Недостатки эти в значительной степени обусловлены самой системой изучения гуманитарных дисциплин, особенно истории, которая сложилась в школе. Процесс усвоения учащимися фактических знаний не может быть изолирован, отделен от их осмысления, при которой будет активен только учитель, а ученик пассивно воспринимает преподносимые ему знания. Для восприятия излагаемых учителем фактов от учащихся требуется внимание, запоминание, работа фантазии, создающей в сознании образы описываемых явлений.

О важности создания у детей представлений говорил еще К.Д. Ушинский, выступая за учение "которое строится не на отвлеченных представлений и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком" [4, с. 265-266].

Особенностями значения исторических представлений , создаваемых у учащихся, по мнению А. А. Вагина являются:

1) конкретно-исторические представления служат основой формирования исторических понятий. Чем шире круг и богаче содержание образов и картин прошлого, тем содержательнее и гибче система понятий, сформированных на основе и служащих орудием дальнейшего познания [1, с. 336-337].

Процесс изучения истории учащимися общеобразовательных школ начинается с усвоения фактов. Специфика исторических фактов заключается в том, что они неповторимы, невоспроизводимы, их невозможно наблюдать. Поэтому для формирования представлений о каком-либо историческом факте необходимы ассоциативные связи с имеющимися у учащихся представлениями о современных событиях и явлениях. Так, например, чтобы сложилось образное представление об орудиях труда древних славян, ученикам надо иметь представления о современных сельскохозяйственных орудиях труда: как они выглядят, из каких материалов изготовлены, для чего предназначаются.

Таким образом, в процессе обучения истории факты нужны не только сами по себе, а для сопоставления и определения существенных связей, для их обобщения и усвоения в системе.

Исторические факты можно разделить на две группы:

1) факты, отражающие единичные события, которые происходили в истории однажды, в определенное время, в конкретном месте с участием определенного круга лиц. Эти факты неповторимы. Например, Ледовое побоище – это единичное историческое событие, происходившее на Чудском озере 5 апреля 1242 года. В нем участвовали дружина Александра Невского и немецкие рыцари. К единичным фактам относятся и такие события, как восстание декабристов, отмена крепостного права, «кровавое воскресенье» и т.п.;

2) исторические явления, отражающие черты, характерные для определенного исторического периода, эпохи. Например, барщина и оброк – это повинности крестьян при крепостном праве; массовый уход крестьян из деревень после отмены крепостного права и превращение их в пролетариат и т.п. Явления более высокой степени обобщения перерастают в процессы. Так, например, можно говорить о процессе образования древнерусского государства – Киевской Руси, процессе феодальной раздробленности.

Факты различаются по объему, сложности и значимости. Чтобы понять и усвоить сложные факты, необходимо раскрывать их при помощи более простых фактов. Например, Великая Отечественная война – это историческое событие, единичный, неповторимый факт, проходивший в истории однажды в строго очерченный хронологический период (1941 – 1945 гг.). В этой войне советские люди боролись против фашистских захватчиков. Факт этот локализирован в пространстве (европейская часть территории Советского Союза, территория ряда стран Европы, включая Германию). Но только таких знаний об этом выдающемся событии истории недостаточно. Поэтому Великую Отечественную войну необходимо изучать, раскрывая перед учащимися более простые факты, связанные с ней (нападение фашистской Германии на СССР, героическая оборона Брестской крепости, битва за Москву, Курское сражение, борьба партизан и подпольщиков, освобождение Европы от фашизма, штурм Берлина, капитуляция Германии). В свою очередь, и эти более простые факты также должны быть конкретизированы (сообщается точная дата, называются участники, приводятся примеры) [2, с. 264]. Только сочетая факты разного порядка, можно создать конкретный образ исторического события. Тогда Великая Отечественная война предстанет перед учащимися во всем своем величии и трагизме.

Исторические события и явления тесно связаны друг с другом. Изучение единичных фактов (событий) позволяет понять типичные факты (явления).

Познание начинается с создания конкретных образов об историческом факте, т.е. исторических представлений. В процессе обучения истории в общеобразовательной школе создаются три вида исторических представлений:

а) о фактах прошлого;

б) об историческом времени;

в) об историческом пространстве.

Учитель должен знать не только роль и виды исторических представлений, но и методику работы по их созданию. А.А. Вагин отмечал по этому поводу следующее:

Исторические представления о прошлом сами обладают большой познавательной ценностью, т.к. познание исторического прошлого через образ – это иной, но также важный путь познания, как и познание через понятие.

Картины прошлого вызывают переживания, сочувствие, ненависть, восхищение учащихся; героические образы оказывают влияние на формирование их идеалов, поведение. В этом заключается воспитательное значение исторических представлений [1, с. 336-337].

Задача создания у учащихся конкретных исторических представлений приобретает особую сложность в связи со спецификой предмета изучения. События исторического прошлого не могут быть преподнесены учащимся как предмет непосредственного чувственного восприятия: они неповторимы и невоспроизводимы. Исторический материал преподносится учителем в опосредованной форме: в устном изложении учителя, в тексте учебника, в средствах наглядности.

Другая сложность создания исторических представлений учащихся связана с разнообразием исторических образов, заключенных в содержании школьного курса истории.

Многие факты исторического прошлого далеки от представлений и жизненного опыта учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы приблизить исторический факт к сознанию учащихся силой живого слова, с помощью различных приемов конкретизации, различных видов наглядности.

Для формирования исторических представлений необходимо использовать словесные картины, реконструирующие прошлое, в том числе небольшие сценки или уроки-спектакли. Подобные инсценировки не только способствуют формированию интереса к истории, помогают учащимся понять особенности давно минувших эпох, но и создают эмоциональный фон, способствующий усвоению материала.

Таким образом, одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, входящих в структуру исторического знания, созданных на основе ярких и впечатляющих образов о событиях прошлого. На основе исторических представлений происходит обобщение исторических событий и формируются понятия, под которыми понимается результат ассоциаций по смыслу абстрагирования и обобщения знаний.

 

Список литературы:

1.   Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. – М.: Просвещение, 1972. – 351 с.

2.   Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х ч. Ч. 1. Отв. ред. Ф.П. Коровкин. М.: Просвещение, – 1978. – 288 с.

3.   Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей в 2-х ч. / Отв. ред. Ф.П. Коровкин. – М.: Просвещение, 1978. – 287, 239 с.

4.   Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М., 1949. - Т. 6. - 394 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»