Математика в отличие от большинства других дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой особенностью математики можно объяснить методические трудности, с которыми сталкивается преподаватель математики: преодолеть в сознании студента возникающие со стихийной неизбежностью представления о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики.
В целях гуманитаризации математики целесообразно изменить сам стиль изложения дисциплин математического цикла, т.е. изучение определенных разделов провести через погружение математического материала в историко-философскую и социокультурную атмосферу, проследить влияние философских концепций соответствующих эпох на становление математических теорий.
Изучение математики требует постоянного напряжения внимания, способности сосредоточиться; оно требует настойчивости и закрепляет хорошие навыки работы.
В условиях инновационного образования, направленного на формирование у будущих специалистов не только предметных знаний и умений, но и высокого уровня профессиональной компетентности, качество профессионального образования нельзя сводить лишь к сумме уровней качества обучения различным предметам. Оно определяется степенью приобщения студента к целостной сфере будущей профессиональной деятельности, достигнутой в процессе реализации образовательной программы.
При этом компетентность будущего специалиста необходимо формировать не только в процессе изучения специальных, но всех общеобразовательных дисциплин. Особая роль здесь принадлежит математике, которая является и универсальным языком для описания и изучения предметного мира и формирует мышление будущих специалистов.
Курс высшей математики в вузах входит в цикл естественнонаучных дисциплин. Именно дисциплинам естественнонаучного и общепрофессионального циклов отводится ведущая роль в обеспечении фундаментального образования будущих специалистов как основы последующей профессионализации. При этом следует учитывать, что в вузе изучение любой общенаучной дисциплины призвано способствовать изучению специальных дисциплин и последующей профессиональной деятельности выпускников. Таким образом, курс высшей математики в вузах должен отвечать требованиям фундаментальности и профессиональной направленности. Эти требования не противоречат друг другу, а способствуют повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов.
Неотъемлемой частью компетентностного подхода к математической подготовке будущих специалистов является профессионально-направленное обучение математике, которое эффективно способствует разрешению противоречий, обусловленных особенным положением математики.
Под профессиональной направленностью обучения математике понимается такое содержание учебного материала и организация его усвоения в таких видах и формах деятельности, которые соответствуют системной логике построения курса математики и моделируют (имитируют) познавательные и практические задачи профессиональной деятельности будущего специалиста [157].
Список литературы:
1. Абакумова С.И. Формирование исследовательской компетентности студентов инженерного вуза при изучении математики : дисс. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Светлана Ивановна Абакумова; Северо-Кавказский гос. техн. ун-т. – Ставрополь, 2009. – 175л.